4 (53) 2010
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

 

КОФЕЙНАЯ ЧАШКА

ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 

 

Элла САМОЙЛЕНКО

 

 

Будущее, какое оно будет? Этого до конца никто не знает. Ну, а если вы все-таки узнали? Что делать? Смириться? Бороться? Не важно, что вы будете делать, делайте всё с Любовью...

Зал “Синий бархат» Мюзик-холла в Санкт-Петербурге. Я вхожу в полумрак маленького пространства задрапированного шторой, как в шатер. Аромат свежесваренного кофе дурманит и расслабляет, слева в стиле модерн стоит красная скамейка, проходя мимо неё, я чуть не спотыкаюсь, не заметив пяти ступеней ведущих вниз и попадаю в мини Мулен Руж- столики расположенные полукругом в несколько ярусов . Я присаживаюсь за тот, который вроде как мой - и оглядываюсь, а вот и хозяин сегодняшнего праздника Георгий Демидов-цев. Он стоит окруженный гостями.

“Кофейная чашка” -название спектакля и того единственного предмета, что стоит у меня на столе и еще она изображена методом шелкографии на скатерти, так что сегодня главная героиня – реально будет она.

Я - неистовый коллекционер галстуков, строгая белая рубашка с каким-нибудь прикольным галстуком очень идут к моему облику. Галстук на Демидовце-ве вне всякого сомнения просится в мою коллекцию – на нём высокий дамский сапожок на шпильке.

- Григорий, что это у вас за галстук? -Спрашиваю я подошедшего поприветствовать меня Григория Демидовцева. Загадочно улыбаясь, он говорит: посмотришь спектакль – поймёшь. И добавляет: пейте кофе, сударыня, оно, между прочим, с гущей.

Гадать что ли будем? Гадание на кофейной гуще является не столько гаданием, сколько попыткой гадающих стать ясновидящими Интуиция может выйти на новый уровень.

Ну что ж я выпиваю кофе и переворачиваю чашку с гущей. Пускай всем нам на блюдечке вырисуется очертания-кувшина – символа отменного здоровья. После спектакля я проверю, что же получилось на моем блюдце. Действо началось.

Артур-бизнесмен, как миллионы сограждан пустился в беличьи бега в колесе и скачет, думая, что кует себе безбедное счастье. Приезжая домой, они реанимируются, как роботы восстанавливают разряженный аккумулятор, чтобы утром влиться в поток таких же, как он полубезумных зевающих от недосыпа чучундриков. Только силуэт смерти может остановить таких скакунков. Потеря любви и человеческих отношений с женой, непонимание с детьми их не тревожит, они как зашоренные лошади на Невском проспекте среди поджимающих их машин, которых мне искренне жалко. Эх, им бы сбросить свою карету и поскакать по полям и степям, задрав хвост! Да, нет обреченно тащат упряжку задыхаясь выхлопными газами.

Артур говорит:

- Мир - это материя, но другое важно! Объемы прихода денег растут, значит, хорошо!

Падают-значит надо работать так, чтобы стали расти! Это же просто!

Ангелина - его жена - тип женщины наседки, ей достаточно для её уровня самореализации быть домохозяйкой. Она растит сына и преданно ждёт дома его возвращения, он несёт ей, как птица в клюве, деньги и продукты. Его беседа с ней:

- Чего нет в холодильнике? Да куплю и, конечно, твой обезжиренный творог? Извини, говорит, не могу, у меня совещание.

То состояние общества, в котором мы сейчас находимся, ставит под сомнение не только само биологическое существование рода приматов семейства гоминид, которое включает вид «человек разумный» (Homo sapiens), но и сам изначальный выбор человечества — путь рационализма. Голый прагматизм стал идеологией человечества. Растет поколение людей, не умеющих искать смысл человеческого существования и свое место в жизни. Мани-пулируемый возможностью легкого удовлетворения своих потребительских амбиций, человек превращается в новый вид «Homo potreblenies» — человек потребляющий.

- Пушкин первый показал нам такого героя. Жизнь Евгения Онегина определяется, в конечном счете, именно словом «хочу». Простейшими потребностями в

наслаждениях разного рода — будь то в ресторане или театре, на бале, при любовных похождениях. Он ест и пьет, развлекается, переодевается, красуется перед женщинами, обольщает их, спит «в тени блаженной», снова ест, развлекается, гуляет, обольщает, спит и т.д. В жизни Онегина воплощается описанная выше философия потребления мира человеком, «философия удовольствия», которую Достоевский называл «пищеварительной философией».

Ведь именно животное руководствуется в своем поведении элементарными потребностями — есть, пить, размножаться, играть, отдыхать и прочие

Обольстившая главного героя– красивая молодая женщина, Яна Кимовна – по-простому стерва про которую главный герой говорит--она красивая, только замуж никто не берет. Она ведь доконает любого мужика своей любовью к порядку. Он и сбежит от нее при первом же удобном случае.

Яна пытается добиться любви силой.. Так, еще Г. Флобер, знаток женской души, говорил, что когда мужчина истинно любит, он робеет; когда истинно любит женщина, - она действует. Но мне лично кажется он поспешил с таким выводом. Любви не добиваются любыми путями. Здесь не надо бороться, любовь должна быть взаимной, а если взаимности нет, нужно тихо исчезнуть. Хотя есть люди, которые считают, что могут купить все, это сегодня витает в воздухе. Но в «Кофейной чашке» говорится о том, что нет, не купишь любовь. Попробуйте, если хотите!

Можно ли заставить человека жить, чувствуя? Оказывается, можно. По крайней мере, нельзя опускать руки и бросать попытку стремиться к этому. Это сложно. В этой пьесе герой претерпевает эволюцию, в результате которой рождается понимание, что главное в жизни - это чувства и что необузданные желания могут привести к плачевным последствиям.

Реально в жизни то, что происходит с нами, внутри нас. Подчас наши желания и фантазии заводят нас туда, куда не надо заходить.

Тема пьесы очень важна, поскольку есть колоссальный, глобальный, катастрофический дефицит чувств под названием добро, искренность. В течение тысячелетий люди не меняются внутри. Они состоят из той же борьбы: добро, зло, свет, тьма, ненависть, любовь. Мы все живем в социуме, мы сталкиваемся каждый день на каждом шагу с жизненными противоречиями. Но, по крайней мере, нужно стремиться к вере во что-то чистое, светлое, святое, доброе. У главного героя Артура в результате, не без посторонней помощи, происходит некое просветление. Когда человек болен, не нужно бояться в этом признаться. Нужно собрать силы, волю, а может быть попросить кого-нибудь помочь тебе справиться с этим.

Понимание что есть счастье - путь, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны. Рильке писал Цветаевой: «Боги обманно влекут нас к полу другому, как две половинки в единство. Но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный, до полно-лунья». Это дорастанье можно продолжить вместе, но начинать - непременно самому.

Поэтому все попытки достигнуть гармонического состояния общества, оставляя в стороне человеческую личность, душу, ведут только к разочарованию, раздражению, злобным попыткам подчинить разуму непокорную природу и в конце концов к такой вакханалии насилия, в которой тонут последние остатки разума. Воцаряются дичь, бред, сравнительно с которыми старое, неразумное состояние общества кажется царством Разума, Добра и Красоты. Бездуховность – тяжелое проклятие.

 

Именно состояние сопереживания делает человека чутким и отзывчивым к происходящему, он спешит протянуть руку помощи нуждающемуся. Резонируя с окружающим пространством, человек приобретает знание высшего порядка, вместо стереотипов, ибо вырвавшись на свободу, он обретает умение принимать жизнь в её самом лучшем проявлении, к нему приходит радость и понимание цели жизни,

Счастье - это жажда жизни, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастия и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету, и эту радость будем нести сквозь тьму до следующего взрыва света.

— Но путь к истине лежит у каждого через собственный — порой, увы, горький опыт.

- Какое голубое небо! – Говорит главный герой в конце пьесы. – Какие красивые листья под ногами. Я –такой опавший лист, Вот так живет человек, и казалось все хорошо… мгновенье - и мир уже другой, и от старого привычного мира не осталось ничего! Да, прошло уже почти полтора года, как вся моя жизнь рухнула

Фея говорит: вот видишь, один стал похож на человека, может и выживет. Тонкие миры контролируют наше состояние и наше будущее.

 

В глуши лесов счастлив один,

Другой страдает на престоле;

На высоте земных судьбин

И в незаметной, низкой доле.

Всех благ возможных тот достиг,

Кто дух судьбы своей постиг.

 

До встречи мои дорогие Рай на Земле невозможен, но это не означает, что жизнь должна превращаться в ад! Цените мгновения счастья, которые вам отпущены в вашей жизни!

Звучат в тишине последние слова Феи

А на моем блюдце перевернутая моей трепетной рукой чашка выплеснула кофейный силуэт солнышка - того самого, которое ясное и которое с любовью посылает животворные лучи на нашу грешную Землю.

Спасибо Григорию Демидовцеву за то, что он заставил нас – современников “техногенной цивилизации” – приостановить свой бег и задуматься, а в правильном ли мы направлении мы бежим?

 

Санкт-Петербург           

 

 

 

 

( вернуться к содержанию номера )