5 (30) 2006
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2006/html/m_left.html on line 219

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2006/html/m_left.html on line 219

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2006/html/m_left.html on line 219

журнал писателей России

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА “Старорусская Богородица”

 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
“Старорусская Богородица”

 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА - Старорусская Богородица“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

 

Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было “обменять” чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни – Тихвинской Богородицы посла ли в Старую Руссу.

Бывший Спасо-Преображенский мужской монастырьПо другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона “Руской” Богородицы “в одиннадцать пядей” (около 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности старообрядцами.

Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.

Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащённую ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году благодаря вмешательству вел.кн. Владимира, благоволив шего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив её в соборе Спасо Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась выполненная и украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14 500 рублей серебром).

Церковь Святого Великомученика МиныВ 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.

С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, “разорили”, сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам “отвернул своё “лицо”, явив новое чудо “для укрепления веры” у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины ХIХ века с большими вставками ХVIII столетия. Эта своего рода единственная “репродукция” какого то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи ХVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.

 

Т. ЦАРЕВСКАЯ
(Из книги “Где святая София,
там и Новгород”. Санкт Петербург, 1998)

 

( вернуться к содержанию номера )