5-6(12-13) 2003
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
Наши авторы
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/5n/m_left.html on line 212

Warning: include(../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/5n/m_left.html on line 212

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/5n/m_left.html on line 212

журнал писателей России

Село Климовщина и его обитатели
в произведениях Владимира Скворцова

ЦАРЬ-ДЕРЕВНЯ

Я ещё в детстве заметил, что Климовщина занимает особое место среди других окружающих её деревень. С рождения до самой смерти людям не обойтись без неё. Забеременела женщина - акушерский пункт в Климовщине. Пошёл ребёнок в школу - школа в Климовщине. Потребовались хозяйке мыло или хлеб - магазин в Климовщине. Захотели подлипские или токарёвские пацаны покупаться - бегут на речку в Климовщину. Захотели зимой па лыжах с гор погонять - сопки в Климовщине. В сельский совет надо или в правление колхоза - топай в Климовщину. Захотел в кино сходить или в клуб на танцы - опять в Климовщину. Отплясал, отвеселился, отработал своё человек, помер - его и мёртвого несут в Климовщину на кладбище. А раньше, пока не разрушили церкви, в этой святой деревне крестили, венчали, отпускали грехи и отпевали. Утратило своё значенье древнее село. Многие приезжие и не верят, что здесь когда-то был центр цивилизации, расцвет которой пришёлся, видимо, на VII - XII века, о чём свидетельствуют поросшие мхом и деревьями древние сопки, расположенные по берегам рек Белая и Кирва. Кстати сказать, место слияния двух этих рек я постоянно вижу во сне, где бы только ни находился. Раньше здесь водились крупные ельцы и плотва, в тине пряталась щука, а из нор, которые были прямо в обрывистом береге, торчали усы и клешни раков. Вокруг пели птицы, порхали бабочки и невероятное разнообразие цветов кружилось на лугу. Ещё живы люди, которые помнят, как по этим рекам весной сплавляли лес, а сейчас и на лодке вряд ли доплывёшь до Мологи. Сейчас наловить удочкой рыбы на уху стало непростой задачей, а каких-то тридцать лет назад это делалось играючи и ради удовольствия.

Правда, сижу я как-то летом на берегу дьячковой ямки, ловлю рыбу. Мне тогда было лет пятнадцать. Подходит ко мне дядя Ваня Галухин, спрашивает: много ли наловил? Я с гордостью показываю бидончик, набитый плотвой. "А раньше на этом месте, Володя, такая рыба клевала, что пару штук тебе в бидон положи - и хвосты торчать будут. Не зря здесь дьячок любил порыбачить, а у него и крючок-то самодельный был - кованный из гвоздя, и нитка вместо лески. Рыбы столько было, что, куда ни кинь, везде клюёт!"

Если в течение одной человеческой жизни происходят невероятные изменения: реки зарастают, мелеют, медленно превращаются в ручейки, то какие же изменения произошли на протяжении веков?! Я вполне допускаю, что несколько веков назад по Белой и Кирве могли ходить небольшие вёсельные (а, возможно, и парусные) суда. Зимой же река - самый удобный, просторный санный путь. Поэтому нисколько не удивительно, что когда-то на слиянии двух рек древние люди образовали большое поселение. До сих пор сохранились места, где гнали дёготь, не заровнялись ямы, из которых добывали глину на кирпичи. Возможно, именно из этих самодельных кирпичей были построены в Климовщине каменные помещичья усадьба и церковь.

В Старой Ладоге, которую иногда называют первой столицей Руси, есть сопки, в одной из них, по преданию, захоронен Вещий Олег. Стоя перед сопками в Старой Ладоге, я всякий раз размышляю: если здесь, в столице Древней Руси, в сопках лежат князья, то кто же лежит в сопках Пестовского района, расположенных возле деревень Климовщина и Устье, если там и сопок раз в семь больше, и некоторые из них значительно крупнее той, в которой предположительно лежит Вещий Олег?! И не просто найти ответ на этот вопрос. Даже учёные отвечают на него противоречиво и путано. Все сходятся только в одном: на территории Пестовского района (и некоторых других районов Новгородской области) находились древнейшие поселения людей, можно сказать, располагалась древняя цивилизация.

Судя по тому, что в Климовщине были две церкви, каменная помещичья усадьба (для русской деревни каменная усадьба в глубинке - это роскошь), мельница, кузница и пр., - это село занимало ключевое место в округе до самой революции. По инерции оно и при советской власти, став "деревней", долго было центральной усадьбой колхоза "Путь Ленина". Духовно и исторически Климовщина и сегодня не умирающая бабушка, а Царь-Деревня, хранящая исторические памятники: сопки, помещичью усадьбу и несколько дореволюционных домов. К великому счастью это начинают понимать местные жители. Я с трепетом и со слезами радости на глазах прочёл в местной газете статью под названием "Мир тебе, седая Климовщина".

Мы сегодня летаем в Египет, наслаждаемся видом древних пирамид, забывая про русские сопки, в которых покоятся наши предки. Мы преклоняемся перед развалинами Акрополя, буднично проходя мимо поруганных русских церквей, в которых крестились, венчались и исповедовались наши дедушки и бабушки.