2(9) 2003
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
Наши авторы
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/2n/m_left.html on line 211

Warning: include(../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/2n/m_left.html on line 211

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2003/2n/m_left.html on line 211

журнал писателей России

О ПОЭТИЧЕСКОМ ОТКРОВЕНИИ

Философия и поэзия

Лев Гутнер

 

О ПОЭТИЧЕСКОМ ОТКРОВЕНИИ

 

В чем тайна поэтического слова, почему оно обладает особой силой воздействия на человеческие души, не знает никто. Но то, что поэзия не возникает на пустом месте, - это очевидно. Огромное значение имеет связь поэтического слова с жизненными ситуациями, которые погружают поэта в глубины человеческого бытия, позволяют проникнуть в тайники человеческого духа. Отсюда - формула:
"Поэзия - не ремесло, а судьба". Она подчеркивает роль жизненных испытаний в формировании поэта. Конечно, поэт может пройти огонь, воду и медные трубы в своем духовном опыте. Э.Багрицкий не был участником гражданской войны. Однако при прочих равных условиях большего достигает поэт, волей судеб брошенный в горнило испытания. Они накладывают неизгладимый отпечаток на его духовный опыт. Максима В.Шаламова точно отражает суть дела: "Пока кровь не выступит на строчках - поэта нет. Есть только версификатор".

Поэзия - это слова, метафоры. ритмы и рифмы, предельно точно выражающие суть поэтического откровения. ("Всполохи слов сокровенных"). Высшей формой такого откровения является поэтическая исповедь, в которой поэт обнажает свою душу. "Мои стихи поймет земля родная, хотя б из них хлестала кровь ручьем". (В.Броневский).

Поэзия - это отклик на человеческие беды и мировые катаклизмы. Это потрясение. Только из потрясения рождается подлинная поэзия.

Поэзия - это откровение о предельных вопросах бытия и, следовательно, о жизни и смерти. Это движение через "пограничные ситуации". Отсюда - нерасторжимое единство философии и поэзии. Глубинная поэтическая мысль всегда является философской. В свою очередь, философия еще со времен Лукреция облекает свои построения в поэтическую форму. Так, с необычайной эмоциональной силой Ф.Ницше пишет о трагедии самопознания в следующих стихах:


"Ты искал тягчайшего бремени.
И вот нашел ты себя.
Теперь -
Одинокий с собою,
Двоящийся в собственном сознании
Среди ста зеркал
Искаженный перед самим собою,
Среди ста воспоминаний
Полный сомнений
Искривленный вопросительный знак
Усталая загадка
Самопознающий!
Свой собственный палач!"

 

Между философией и поэзией имеются, однако, и фундаментальные различия. Философия стремится к формированию предельно общих понятий. Поэзия - к раскрытию уникальных состояний человеческой души в уникальных ситуациях. Связь философии и поэзии особеннорельефно выступает в свободных стихах.

Поэзия - это магический кристалл, через который открываются тайны 6ытия, благодаря которому поэт приобретает особую остроту зрения. "Я вижу всю распятую Россию, которую спасаю подо Мгой". (Л.Хаустов).

Поэзия - это предельное эмоциональное напряжение. Это чувство, одухотворенное мыслью. Перефразируя В.Г.Белинского, мы можем сказать, что, если стихотворение неудовлетворительно в эмоциональном отношении, в нем не может быть никаких идей, и единственное, что о нем можно сказать, - хорошее намерение, дурно выполненное.

Поэзия - это проповедь добра. "Всех людей, - говорил В.Г.Белинский,- я делю на две категории - с зародышем любви к человечеству и лишенных оного. Последние для меня скоты, и я почитаю слабостью всякое снисхождение к ним".

Поэзия - это творческое безумие. Слова С.Дали, адресованные художникам, относятся и к поэтам: "Мы должны уподобиться сумасшедшим, но в то же время не стать ими".

Поэзия - это самоотречение, это нравственный подвиг (Мильтон, Гейне, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Бродский и другие).

Поэзия - это правда или истина, получившая моральную оценку. В поэзии нельзя притворяться, играть чужие роли. "Не играй меня, мальчик, не надо, я и сам доиграю себя". (М.Дудин).

Поэзия - это пророчество. "Настанет год, России черный год..." (М.Лермонтов).

Поэзия - это заклинание. "Позови меня, позови меня, позови меня..." (И.Сельвинский).

Поэзия - это приговор. "И вы не смоете всей вашей черной кровью..." (М.Лермонтов).

Поэзия - это тайна. Надо культивировать отношение к ней как к тайне. "Что такое поэзия! Что вы? Разве можно о том говорить. Это - палец к губам. И ни слова. Не маячить, не льстить, не сорить". (В.Соколов).

Поэзия - это скрытые смыслы и, как следствие, 6есконечность интерпре-таций. Восприятие поэзии - проникновение за оболочку слов в глубинные сферы бытия и человеческого духа. "Потому что все слова - золотистая полова, яровая полова". (А.Межиров).

Поэзия субъективна. В то же время - это соучастие, сотворчество, сопереживание. "Выбирая себя, я выбираю человека вообще".(Ж. П. Сартр).

Поэзия, как и философия, афористична. Афоризмы - сгустки человеческой мысли, получившие точное словесное выражение. "Мы были только плоть войны, а мать - страдающей душою". (О.Плебейский). Поэзия - воплощение свободы и потому - путь в 6ессмертие. "Ты вечности заложник, у времени в плену". (Б.Пастернак).

Поэзия неделима. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что мы имеем дело с ее суррогатом.

Об отдельной удачной строке. Какова ее роль в стихотворении?
Одна удачная, западающая в душу строка перетянет несколько посредственных диссертаций. Она может стать откровением. Ее роль огромна.

Ваше отношение к профессиональной графомании?
Несокровенные мысли в псевдопоэтической (соответственно псевдофилософской) упаковке. Профессиональная графомания бесплодна в поэзии, впрочем так же, как и в философии. Там, где начинается демонстрация техники в ущерб духовной сути явления, там, где место откровения занимает гладкопись, - там мы имеем дело с профессиональной графоманией.


"Прочтешь стихи -
ни запаха, ни цвета.
Синтетика... Она теперь в чести.
В таких стихах нет ни зимы, ни лета.
Ни птицам петь. Ни дереву цвести.

А все на месте. Свинчено на диво.
Все пригнано. Да так, что не дыши.
И все тут есть. И вроде все красиво -
Единственно чего тут нет - души.

Да собственного зрения при этом.
Да той природной сути мастерства,
Когда своим, а не сторонним светом
Живет любая клетка естества.

А то ведь вот какая незадача:
Вдоль хилых синтетических кривых
Бредут стихи - не хохоча, не плача,
Не трогая ни мертвых, ни живых.

О серый яд безликого эрзаца!
Так гладко все, что можно уморить.
А песням надо плакать и смеяться,
И ненавидеть, и боготворить".
(С. Островой)

 

Можно ли научиться поэтическому мастерству?

Появление творческой личности детерминируют три главных фактора: генетический код, социальная среда, самоформирование. Можно научить человека технике стихосложения, но при отсутствии соответствующих задатков нельзя сформировать из него поэта. Поэтому к статьям "Как делать стихи?" надо относиться с известной долей сарказма. Огромное значение имеет жизненный путь поэта, особенно если он проходит через разломы бытия. При прочих условиях успеха достигает тот поэт, который прошел через горнило жизненных испытаний. В этом смысле следует понимать известный афоризм "Поэзия - не профессия, а судьба".