|
ЕДИНСТВЕННОЙ В ПЕТЕРБУРГЕКНИЖНОЙ ЛАВКЕ ПИСАТЕЛЕЙ 75
![]() С ЮБИЛЕЕМ!
Книжной лавке писателей — 75! Невозможно Друзей у неё сосчитать — Жизнь без книги, Как прежде, безлика... И спешат с Юбилеем Её поздравлять, И торжественной одой Сей день прославлять Все — от мала и до велика! Книжной лавке писателей — 75! Нам она помогает Себя обретать, Ибо в нынешней смуте греховной Встретит доброй улыбкой Опять и опять, И душе не даёт Поворачивать вспять — В утолении жажды духовной! В прагматичное время, Сумев устоять, Сохранила лицо и особую стать, Тонкий вкус, красоты озаренье... Книжной лавке писателей — 75! Так давайте все вместе Её величать, Чтобы в слаженном хоре Могло прозвучать Наше праздничное поздравленье!
![]() Немного историио доме и Лавкек её 75-летию
В конце XVIII века участок по Невскому проспекту, где в настоящее время находится наш дом № 66, занимающий целый квартал между набережной реки Фонтанки и улицей Караванная, — получил Гаврила Романович Державин, но строить ничего не стал и продал участок купцу Петру Шарову. В 1799 году здесь началось строительство, и к началу XIX столетия Невский украсил трехэтажный дом. В начале 1820-х годов в это здание с Миллионной улицы была переведена старейшая в нашем городе аптека, в настоящее время здесь находится ресторан. Магазин “Продажа разных товаров”, который располагался на углу Невского и Караванной улицы в XVIII веке, в XIX-м был перепрофилирован в булочную-кондитерскую, которая находится здесь и в настоящее время. В 1877–1878 годах по заказу нового домовладельца П. И. Лихачева архитектор Иванов А. В. надстроил здание до пяти этажей, изменил его внутреннюю планировку и фасад, превратив здание в огромный доходный дом с меблированными комнатами, сдаваемыми в наем. Внешний облик дома с тех пор не изменялся. Дом связан с революционным движением в России. Здесь в меблированных комнатах занимал квартиру ¹ 12 народник Ш. Н. Тригошин. У него 27-го февраля 1881 года, за два дня до убийства Александра II, был арестован один из главных организаторов покушения на царя и руководителей партии “Народная воля” Андрей Иванович Желябов. Является дом и памятником ленинским местам. Тут в период подготовки революции жил в комнате ¹ 48 один из представителей большевиков-ленинцев Вацлав Вацлович Воровский. В конце ноября 1905 года Владимир Ильич несколько раз посетил В. В. Воровского. В 1934 году на I съезде писателей при содействием С. М. Кирова было принято решение об открытии “Книжной лавки писателей”. С 1934 года Книжная лавка находится на Невском, 66. В 1939 году директором лавки назначается Геннадий Моисеевич Рахлин — “самый прекрасно информированный, начитанный и предприимчивый продавец книг в Советском Союзе”. Он руководил магазином и в самые тяжелые военные годы. В дни блокады Лавка — один из немногих магазинов, который продолжал работать. В 1942 году, в самые страшные блокадные дни, работники лавки на саночках привозили книги на передовые позиции.
Четыре раза фашистские снаряды попадали в Книжную лавку писателей. Среди сотрудников были жертвы. Лавку закрывали на ремонт, который проводился силами самих сотрудников. В дни войны Книжная лавка приобрела коллекции писем Тургенева, Карамзина, Жуковского, Лескова, Гончарова, письма и рукописи многих выдающихся военных деятелей — Кутузова, Суворова. Все приобретенные архивы и коллекции писем были переданы в библиотеку им. Салтыкова-Щедрина. С 1961 года Книжную лавку писателей возглавляет Марина Ивановна Подрядчи-кова. Она руководила работой магазина 42 года. В 1975–1978 годах дом пошёл на капитальный ремонт. Книжная лавка переезжает на Казанскую улицу, где 4 года работает в стесненных условиях, но Марина Ивановна организует выездные продажи. Прямо из типографий она получает томики стихов Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Бориса Пастернака и развозит на грузовиках в учебные заведения, на фабрики и заводы, где продается это всё мгновенно. Ведь купить хорошую книгу тогда было очень сложно. В апреле 1978 года Книжная лавка писателей вернулась на своё законное место. Марина Ивановна Подрядчикова превратила Книжную лавку в культурный центр, в работе которого принимали участие творческие союзы города, выступали поэты, прозаики, организовывала постоянно меняющиеся выставки картин ленинградских художников.
В писательском отделении магазина часто можно было встретить виднейших писателей города — Даниила Гранина, Михаила Дудина, Анатолия Чепурова и Федора Абрамова, Глеба Горбовского и Владимира Шефнера, Вольта Суслова и Олега Цакунова и многих других. Наступили “незабываемые” девяностые годы. Многим пришлось считать копейки, чтобы свести концы с концами. На помощь писателям пришла Книжная лавка, которая ежемесячно перечисляла в Литфонд небольшие денежные суммы для помощи нуждающимся. Но и над Лавкой возникла угроза её закрытия — на помещения на Невском развернулась настоящая охота.На защиту своего клуба встали Даниил Гранин, Михаил Чула-ки, Юрий Рытхэу, Александр Рубашкин, Илья Штемлер, Илья Фоняков и многие другие писатели, с помощью которых Марина Ивановна не только выдержала нападки на Лавку, но и сделала её прибыльной и престижной. В 2003 году Марину Ивановну сменил Виктор Евгеньевич Игнатьев, став новым директором Лавки писателей. Нелегкая досталась ему доля, борьба за место на Невском проспекте не затихает. Постоянно предлагают убрать книжный магазин и устроить кафе или ресторан. Виктор Евгеньевич отчаянно отстаивает права магазина на Невском, направляет письма в администрацию, убеждает руководство города прекратить нападки на Лавку писателей. Ведь её устойчивый бренд дает право проводить вечера встреч и презентации, что повышает рейтинг продажи современных прозаиков.
В годы руководства В. Игнатьевым, была организована помощь в издании книг Михаила Дудина и Льва Куклина. В то время лавка в Санкт-Петербурге осталась единственной на постсоветском пространстве Книжной лавкой писателей. Несмотря на все трудности Виктор Игнатьев отстоял Книжную лавку, оставив о себе добрую память. В Лавку я пришла в 2007 году в октябре месяце. Приутихшая возня вокруг помещений магазина при В. Е. Игнатьеве, с моим появлением возобновилась. Появлялись какие-то люди, которые очень желали быть на этих площадях. И этих желающих вполне бы устроило, если бы Книжная лавка превратилась в мемориальную доску с надписью: “Здесь с 1934 года по …. находилась легендарная КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ”. Но их надеждам не суждено было сбыться. Начал претворяться в жизнь проект по сохранению памятных мест в Санкт-Петербурге и созданию “Красной книги” знаковых мест нашего города. В первые месяцы моего руководства писатели вновь пришли на помощь своему клубу и подписали письмо, которое было направлено губернатору города В. И. Матвиенко. Искреннее спасибо Валентине Ивановне за принятие решения о внесении Книжной лавки писателей в Красную книгу знаковых мест северной столицы. Пусть Лавка как была, так и дальше всегда будет являться украшением Санкт-Петербурга. У многих покупателей нашего магазина уже давно есть свои любимые продавцы. Давайте послушаем их истории.
![]() Зинаида Калина Гуляя по Невскому проспекту и глядя на окна Книжной лавки, я и подумать не могла, что буду работать в таком известном всему городу месте. Моя подруга Л. И. Малахова в то время уже более 15 лет работала в Лавке заведующей складом и часто по вечерам рассказывала о своей работе, о писателях, которых можно встретить в Лавке. Её рассказы всегда были очень интересными и содержательными, и когда в 2001 году она сказала, что можно придти на собеседование по поводу работы, я, конечно, очень обрадовалась. Директором в то время был В. Е. Игнатьев. Я очень волновалась, но когда зашла в его кабинет, то меня встретил очень доброжелательный и интересный мужчина. Я рассказала о себе, что хочу работать в Лавке писателей, и была принята на работу. Так в 2001 году сбылась моя мечта. Все годы, которые я проработала в Книжной лавке, я чувствовала поддержку и понимание Виктора Евгеньевича. Сейчас его уже нет с нами. Мне очень жаль, что он так рано ушёл из жизни. У Книжной лавки новый директор — Балбукова Нина Николаевна. Она хорошо знает и любит книгу, всей душой болеет за свое дело и всегда готова придти на помощь. Работать под её руководством легко и интересно. В 2009 году нашей Лавке исполняется 75 лет. Весь коллектив во главе с директором готовится к этой дате. Я надеюсь, что и 100-летний юбилей мы встретим все вместе.
![]() Мара Салимгариева В Книжную лавку писателей я пришла работать в отдел “Старая книга” в 1974 году. Тогда Лавка на время ремонта переехала с Невского проспекта на улицу Плеханова (теперь Казанская), дом 4. Директором Лавки была Марина Ивановна Подрядчикова, а заведующей отделом “Старая книга” — Софья Михайловна Никольбург. И на Плеханова, и на Невском проспекте, когда Софья Михайловна стала заведующей писательским отделом, к ней и Марине Ивановне приходили библиофилы М. С. Лесман, Б. А. Смирнов, И. Г. Мямлин, Ев. Колмановский, Т. В. Заушкевич и другие. Было очень интересно слушать их беседы о книгах и не только. Это был клуб интеллектуальных остроумных людей, можно сказать, это были мои “университеты”. Товароведом старой книги был Николай Андреевич Победоносцев, старейший знаток старой книги, приемник Шилова. К сожаленью у него было больное сердце, и в Лавку на Невском он уже не вернулся. Товароведом старой книги стала дочь писателя Д. Дара и приемная дочь Веры Пановой — Лариса Баглай. Через 4 года ремонт закончился, и Лавка снова открылась на Невском проспекте. Марина Ивановна для этого случая собрала много хороших (дефицит!) книг и альбомов по искусству и на открытие Лавки устроила праздник книги для сотрудников и гостей Лавки. Марина Ивановна любила помогать и делать добро людям, за что мы её и любили.
![]() Надежда Крахмальная Я пришла на работу в Лавку в январе 1991 года. Работала на складе кладовщицей. Работы было много. Книги получали пачками из типографий и книжных баз, приходили контейнеры из Москвы, Риги и других городов. После перестройки вся система получения книг изменилась. Стала помогать в магазине продавцам. Вместо писательского закрытого отдела Марина Ивановна открыла отдел детской книги, в котором я и стала работать. Время было тяжелое. Я даже уволилась и стала работать продавцом в булочной. Но отработала только 1 год. Виктор Евгеньевич взял меня обратно, на прежнюю должность. Сейчас директор Лавки — Н. Н. Балбукова. Я работаю в магазине и надеюсь работать и дальше.
![]() Валентина Богомолова В Лавке писателей я работаю почти 15 лет. Когда я пришла в магазин директором Лавки была М. И. Подрядчикова. Потом директором стал В. Е. Игнатьев. Многое изменилось за это время. Поменялся коллектив, осталось совсем немного тех, с кем я начинала работать. Теперь я работаю с третьим директором — Н. Н. Балбуковой. Пусть меняются сотрудники, а Лавка на долгие годы остается Лавкой писателей.
![]() Александр Чекулаев Я работаю заместителем директора Книжной лавки писателей. Родился в 1955 году в г. Лейпциге (ГДР) в семье военнослужащего. В 1978 году закончил романское отделение филологического факультета Ленинградского Государственного университета, а в 1986-м — отделение книжной торговли библиотечного факультета Ленинградского института культуры. Я считаю себя учеником Марины Ивановны Подрядчиковой. У неё была нелегкая жизнь. После окончания средней школы она испытала все тяготы войны. Долгое время служила в штабе Ленинградского фронта секретчицей. После войны, вольнонаемной в штабе Ленинградского военного округа. В 1950-м Марина Ивановна пришла на работу в Ленинградское отделение Союза советских писателей на должность организационного секретаря. 20 июня 1962 года Марина Ивановна стала директором Книжной лавки писателей и проработала в ней до конца 2003 года. С любовью и дружеским участием старалась передать своё отношение к делу подчиненным, воспитывая в них интеллигентность, творческое видение своего долга. Марине Ивановне было присвоено звание заслуженного деятеля культуры РСФСР. 1 июля 2009 года она ушла из жизни, оставив учеников и последователей, которым завещала так же любить Лавку писателей, как любила её она.
![]() Юлия Путилина Безмолвный Петербург дарит нам дождь, дарит множество праздников, переставая на некоторое время быть таким молчаливым, дарит разнообразие жизни... перенося его в книги. Строчки, длинные чернильные строчки, расплываются по старой хрустящей бумаге, которая успела пожелтеть от времени... Немного юмора, чуть-чуть истории и много чувства - и вот... вырисовывается что-то... на века. В Книжную лавку Писателей - это давнее место обитания письменных историй - меня завела изящная рука Судьбы, так невзначай показав пальчиком в мою сторону. Здесь было всё: интересные люди, теплая атмосфера домашнего уюта и много книг. Что еще надо для человека, ищущего именно эти составляющие? Большинству это покажется скучным обществом для молодой девушки, но все-таки я нашла здесь намного больше. Это постоянные истории, будто сошедшие со страниц детективов или Чеховских рассказов, их герои, выплескивающие эмоции в мир, появляющиеся новые люди, сменяющие других или соединяющиеся в своих идеях и философии. Будто каждый ставил на полку свою собственную книгу. Забавно, но когда я только сюда пришла, все это казалось не таким притягательным, как теперь. Я просто выбирала остановку на ближайшее время и никак не думала, что задержусь так надолго. Строптиво думая, что мне будет скучно, я нехотя пришла в первый день работы и приятно удивилась. Все оказалось совсем не таким, как это представлялось в мыслях. Мне всегда нравилось работать с людьми, узнавать их по малейшим жестам или мимике, а тут меня ждали самые разные покупатели каждый со своим набором настроений. А оказавшись в бережных руках моей очаровательной наставницы, Лидии Николаевны, мне стало совсем тепло и хорошо. Поэтому вскоре нашлось место и для моей книги - на одной из полок безмолвного Петербурга... Теперь неотъемлемую часть моей жизни занимает этот небольшой уголок города у Аничкова моста — каждому хочется иметь свой собственный мир - со своими людьми, со своими историями и со своей маленькой полкой среди остальных.
![]() Галина Беляева Занятно из окон Книжной лавки писателей, где я работаю, наблюдать за людьми, проходящими мимо. Невский проспект – особенная улица, не только в Петербурге – в мире. И она, вероятно, как-то особенно действует на людей, идущих по ней. Время вносит свои коррективы. Когда-то Невский считался прогулочным. Я, во всяком случае, представляю себе разодетых дам и их кавалеров, чинно шествующих в одну и другую сторону в те старые добрые времена XIX-го века. Из проезжающих мимо карет выглядывают красавцы гусары, высокомерно смотрит на прохожих незнакомка Крамского. У кого-то в воображении возникает Невский проспект Гоголя. Люди XXI-го века вообще не умеют ходить. Они – шагают. Стремительно двигается поток: один – в сторону Адмиралтейства, другой – в сторону Московского вокзала. Выражение лиц – целеустремленное, редко кто, как говорится, “зевает по сторонам”. И заходят в Книжную лавку немногие. Их можно условно разделить на несколько групп. Постоянные покупатели, туристы, люди, бегающие по магазинам в поисках определенной книги, а также те, кто не очень торопятся, гуляя по Невскому, и по магазинам, встречающимся на пути. Но есть еще — не группа, а, если можно так выразиться – род людей, у которых с книгами особая связь. Они не обязательно всегда их покупают. Они приходят пообщаться – не с одной или нескольким, а именно с миром книг. Их, как и меня, завораживает эта особая духовная аура. А где это можно сделать? В библиотеке, хорошей, домашней, да, но это теперь редкость, в общественной библиотеке, или… Конечно – в книжном магазине. Помню эти ощущения еще из детства. Когда уже научилась читать, не могла пройти мимо книжного магазина, с трепетом брала в руки одну за другой книжки, листала страницу за страницей, знакомилась с писателями, некоторые из них скоро становились близкими знакомыми, потому что их имена встречались чаще других: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Маяковский, Есенин, Блок, Ахматова, Цветаева, Шолохов… В Книжной лавке писателей это чувство возрастает в несколько раз. Даже само название магазина настраивает на особенную волну: здесь эта встреча обязательно состоится. Портреты классиков, развешанные на стенах, написанные в одной манере, видимо одним художником, придавшим всем им какое-то общее задумчивое и чуть загадочное выражение, гармонично вписываются в интерьер книг, создают ощущение реального их присутствия.
Продолжение читайте в журнале...
( вернуться к содержанию номера )
|