6 (49) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

Роман ЛУНЕВ

 

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ

НАД ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ

ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592-1670)

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Время придёт, о Коменский,

когда и тебя и деянья,

Думы, заветы твои

лучшие люди почтут.

                                 Л е й б н и ц

 

Размышляя над политикой школьного образования, семейным воспитанием, педагогическим процессом современной действительности, нельзя забывать Великих людей нашей и зарубежной истории, одним из которых является основоположник идей демократизма и гуманистической педагогики Ян Амос Коменский. Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановление всеобщего мира на земле.

По моему мнению, великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Итак, Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящимся недалеко от моравского города Угерс-кий Брод. Его отец Мартин имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты «Чешские братья», проводил большую просветительскую работу среди народа (Чехия под властью Габсбургов // Интернет-ресурс: http://historic.ru).

 

 

 

 

 

После окончания в 1611 г. латинской школы в Пршерове Коменский учился сначала в Гернборнской академии, а затем в Гейдельбергском университете. В 1614 г., возвратившись в Моравию, он становится школьным учителем в г. Фульнеке, одновременно исполняя обязанности руководителя местной общины «Чешских братьев». В эти же годы он начинает работу над созданием «Энциклопедии знаний» на чешском языке. Его планы были нарушены событием, с которого началась Тридцатилетняя война, - Чешским восстанием 1618 - 1620 г.г., в ходе которого учёный потерял жену и детей и вынужден был покинуть Родину. Коменский уехал в польский город Лешно. Там он работал директором школы, написал свои выдающиеся педагогические труды и первые, так называемые, пансофические сочинения. С 1641 г. его деятельность протекает в Англии (Лондон), Швеции (Эльбланг), Трансильвании. В 1654 г. Коменский в последний раз приезжает в Лешно, но во время шведско-польской войны город был сожжён. Учёный вновь лишился родного дома, а кроме того, огромной библиотеки и большого количества своих рукописей - плода всей его предшествующей деятельности. В 1656 г. он перебирается в Амстердам, где издает собрание своих педагогических сочинений. Однако ему так и не удалось завершить свои грандиозные философские замыслы. Коменский умер 15 ноября 1670 г. в Амстердаме и был похоронен в маленькой валлонской церкви в Нардене. Со временем могила его была забыта, но в начале XX в. найдена и реставрирована. 5 мая 1937 г. в здании церкви открыт музей Яна Амоса Коменского (Коменский Я.А. // Интернет-ресурс: Педагогический словарь: http://mirslovarei.com/content_fil/KOMENSKIJ-JAN-AMOS-1592-1670-20750.html).

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» («Всеобщим воспитанием») где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию (Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -С. 79).

 

 

 

 

 

Хочу отметить, что через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всём должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек, как часть природы, подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека (Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.-С. 31). Он указывал, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы.

Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике»: «... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать, предоставленное самому себе, но, как и дикое растение, принесёт и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, всё же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» (См. подробнее: Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88).

Следует сказать, что Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

• детство - от рождения до 6 лет включительно;

• отрочество - от 6 до 12 лет;

• юность - от 12 до 18 лет;

• возмужалость - от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет воз-

растные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество -развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Комен-ский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма (применял данные философские тенденции в дидактике – Прим.), и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук (Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.-С. 31 – 33).

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения (См.: Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. Изд 2-е. – М.: Педагогика, 1970).

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Отметим, что одной из важных функций семейного воспитания, учёный считал пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя» (Ко-менский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1955. - С. 243- 245).

Говоря о методах духовно-нравственного воспитания маленьких детей, Я.А. Ко-менский выделяет в первую очередь:

– постоянный образец добродетелей и благонравия;

– своевременное и осторожное наставление;

– умеренную дисциплину (Коменский Я.А. Материнская школа: Репринт /Пер. с нем. М.Н Воскресенской.- СПб.: Типография училища глухонемых, 1892.- С. 43).

Главное в деле развития добродетелей и воспитания благочестия – оградить детей от влияния всего дурного: не давать им слышать и видеть что-либо дурное и постыдное. Ибо «что впервые будет внушено детям – будет это добро или зло, – крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся» (Коменский Я.А. Материнская школа: Репринт /Пер. с нем. М.Н Воскресенской.- СПб.: Типография училища глухонемых, 1892.- С. 57).

По мнению Я.А. Коменского можно с первых же лет заложить в детях семена многих добродетелей:

1. умеренности;

2. чистоты и опрятности в еде, питье и одежде;

3. уважения и почитания старших;

4. послушания;

5. правдивости;

6. справедливости (содержание этой добродетели для маленького ребёнка Я.А. Коменский формулирует так: дети не должны брать чужие вещи, воровать, что-то укрывать, делать другим назло);

7. любви и благотворительности (нужно приучать детей охотно делиться, не быть жадными, завистливыми, недоброжелательными);

8. терпения;

9. трудолюбия (надо стараться, чтобы дети не привыкали к праздности – источнику всех дурных мыслей и злых дел);

10. молчания (дети должны научиться не только говорить, но и молчать, когда это нужно, например, когда говорят старшие);

11. услужливости старшим;

12. вежливости;

13. скромности.

Подчёркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменс-кий в «Великой дидактике» создаёт образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

 

 

 

 

Немаловажным аспектом педагогической деятельности Коменского, с моей точки зрения, является то, что Коменский мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», - был уверен Комен-ский, и начал создавать новую систему обучения.

В тот период времени, в конце XVI столетия, самыми распространёнными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрёжка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали, но даже и в них могли попасть очень немногие.

Двери же своей школы учёный открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввёл классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс - возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания (Толстых Наталья. Ян Амос Коменский // Интернет-ресурс:

Журнал «Человек без границ»: http:// www.manwb.ru/articles/psychology/ pedagogics/Kоmenskij/).

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всём мире. Его учебники, переведённые на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII - XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

В начале XVIII века его идеи достигли России. В первых государственных школах, созданных по указу Петра I, в качестве учебников использовались книги Ко-менского. В некоторых школах ввели классно-урочную систему. В журналах появились статьи, знакомившие россиян с жизнью и деятельностью Яна Амоса Ко-менского.

Школа для детей была создана. Но Коменский, истинный педагог и философ, не мог остановиться - он уже мечтал о «пансофической школе», школе всеобщей мудрости для всех людей без исключения. О школе, которая давала бы всем «единственно необходимое знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти» (Толстых Наталья. Ян Амос Коменский // Интернет-ресурс: Журнал «Человек без границ»: http://www.manwb.ru/articles/ psychology/pedagogics/Kоmenskij/).

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения (См. подробнее: Я.А. Коменский «О воспитании души» // Интернет-ресурс: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36630.php). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Исследуя исторический аспект жизни и творчества учёного, видим, что большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

 

СПб      

 

 

 

( вернуться к содержанию номера )