6 (49) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/6_2009/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

Игорь ДЕОРДИЕВ

 

 

 

ПОЭТИЧЕСКИЕ КРАСКИ ДОБАВЛЯЮТ СМЫСЛА СКАЗКЕ

 

 

Поэтический Мир прекрасен свои ми красками и звуками, он многогранен и разнообразен, философичен и лиричен, в нём есть удаль и сдержанность, печаль и весёлость, личное и гражданственное… Слово порождает образ, делая реальную действительность живой, а жизнь героев, при этом, наполняется интересными событиями, исканиями, поступками и активной динамикой действий героев или явлений. Автор, работающий в жанре поэзии, несомненно, должен быть оснащён широкими знаниями, кругозором, наблюдательностью, музыкальностью, зоркостью и необыкновенным чутьём провидца, исследователя и генератора идей, что дано единицам, которым и суждено вершить истинные творения, всегда остающиеся современными, свежими и имеющими спрос. Прочим стихотворцам отведена роль пажей, несущих шлейф славы признанных мастеров и мечтающих подняться по ступенькам поэтической иерархии, ощутив озарение свыше. Но озарение – редкая птица, попадающая в силки лишь настоящим талантам, беззаветно преданным поэзии. Остальным созидателям, которых легионы, остаётся обходиться местной славой и любовью друзей, сослуживцев, коллег, родственников, жён и т.д. Дилетантизм – явление ужасное! Тонкий слух истинного ценителя поэзии коробит от неумелых излияний и графомании многих индивидов, рассовывающих свои «вирши» в разные издания. Этот процесс, сродни работе хирурга, плохо разбирающегося в строение органов человека, но делающего операцию за операцией со смертельным исходом. Бог судья и тем авторам, которые занимаются стихосоставлением без души, хотя и укладываются в определённые технические рамки. А результат – общее охлаждение активной и разумной части населения к поэтическому жанру... Скучно. Не интересно. Бездарно. Не радует ни душу, ни сердце…

В данной статье разговор пойдёт о том, какие лучи должны освещать поэтические полотна? Что придаёт стихам глубину мысли и чувства? Какие художественные методы позволяют радовать умы и души читателей?

Начнём с того, что стихи – это не просто ряд слов, логически выстроенных с учётом сюжета в строчки, с приблизительной рифмовкой и мелодикой. Основой художественного произведения является образный Мир с высокой эмоциональной и смысловой нагрузкой. Русская поэзия, начиная с 18-го века, накопила огромный опыт создания настоящих поэтических произведений, используя богатый пласт изобразительных средств, позволяющих поэтам достичь удивительных высот образности и чувств, миропонимания и духовности. Богатство и умение пользоваться всем технико-поэтическим арсеналом, позволяющим писать высоко профессиональные творения, определяет величину таланта автора. Несомненно, стихи приобретают особую красоту и привлекательность, звукопись и глубокий смысл, когда поэт тонко чувствует всю суть поэтических алмазов, которые ему приходиться гранить. Зарифмованные строки без живой ткани, в чёрно-белых тонах, превращаются в статистический отчёт, не имеющий ничего общего с поэзией.

Известный русский языковед В.В.Виноградов писал: «Поэзия охватывает, в известной мере, эстетическую выразительность тех общих форм движения, с которыми имеет дело музыка, охватывает их в интонационной и ритмической организации звучащего речевого потока». Можно согласиться с тем, что поэзия близкородственна изобразительному искусству, и поэт, лишённый понимания места красок и чувства композиции, не способен написать хороших стихов.

Тематическая многогранность и разнообразие форм и методов написания стихов, требует от автора образованного духа и вдохновения, а также яркой индивидуальности и собственного угла зрения на окружающий Мир и происходящее в нём. Недаром В.В.Маяковский писал: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут…» Любой профессионал, создавая произведение, стремится довести свои мысли до читателя наиболее полно и глубоко, ярко и самобытно, что возможно сделать лишь с помощью, в меру используемых, художественных средств, образно обогащающих сюжетную линию, утверждающих основную идею стихотворения и делающих произведение приятными для восприятия и эмоционального состояния читателя.

Среди художественных средств, необходимых для работы автора, следует выделить основной ряд, состоящий из эпитетов, метафор, олицетворений, овеществлений, аллегорий, перифраз, синекдох, сравнений, гипербол, литот, аллитераций, ассонансов…

Каждый автор, создавая стихотворения, стремится привнести в них что-то новое, что будет активно действовать на читателя, увлекая его в Мир произведения. Эпитет позволяет поэту, не вводя дополнительные образы, показать в приведённых те грани и оттенки, которые трогают нас за живое.

Эпитет, в большинстве случаев, отмечает признак предмета, представляющего из себя образное определение, несомненно, субъективное, что придаёт специфику мироощущения и личностного понимания происходящего, образуя с определяемым словом оригинальные сочетания с нетривиальной звукописью. Данный приём, по-сути, не открывает чего-то новое, но придаёт предмету, герою или явлению некоторое важное качество, которое определяет в дальнейшем работу сознания читателя и помогает ему лучше понять автора. Обычно роль эпитетов в стихах выполняют прилагательные: «море синее», «сила богатырская», «добрый молодец» и т.д. Например: «Как необъезженные кони, слова не слушаются нас…» (А.Люлин). Но и другие части речи отлично выполняют данную роль. Например, местоимения: «Все парни – молодцы лихие, а песни слышатся какие! В них лишь геройство, да любовь.» (М.Лебедев)

Пример наречия: «Ты жадно пьёшь цветка благоуханье». (О.Хазов)

Эпитет способствует появлению особой яркости красок произведения, насыщенного авторской позицией, запоминающимися образами и особой глубиной философии поэта.

О метафоре можно говорить, как о важнейшем приёме, добавляющем стихам лексическую выразительность и глубину образного ряда. Читатель, воспринимающий этот художественный приём буквально, вряд ли уловит основной смысл произведения, усиленного метафорическим эффектом, придающим строчкам дополнительные цвета и ощущения. Данный приём, требует употребления слова в переносном значении, при этом, используется сходство двух предметов или явлений, которое определяется и по форме, и по содержанию. Поэтесса Екатерина Кирилова в стихотворение «Старое кафе» пишет: «Медленно время стекает рекой и застывает кофейною гущей…» Данные строчки отражают покой и уют кафе, где витают кофейные ароматы и происходят приятные свидания, а время, при этом, ассоциируется с медленно текущей рекой, переходящей в кофейную гущу. Умело использованный метафорический приём позволяет автору нарисовать желаемый образ, который всем понятен, при, несомненной, своей эстетической красоте. Ещё пример: «Тяжёлыми шмелями вьются мысли…» (И.Важинская). Поэтесса провела общую черту между своими мыслями и тяжёлыми шмелями, с чем легко согласиться понимающему читателю. Если бы автор хотела использовать приём сравнения, то данная строка выглядела бы следующим образом: « Вьются мысли, как тяжёлые шмели…». Метафоры так же, как эпитеты могут относиться к разным частям речи. Вот, пример метафоры – существительного: «Звучаний сонная власть…» (Д.Игорев) или «Нева в наручниках мостов…» (А.Протопопов).

Глагольные метафоры представляют из себя следующие: «Души калитка открыта солнцу и добру…» (Л,Осколкова) или «Рассветные розы на белы берёзы осыпались…» (С.Макаров) и т. д.

Поэт Владимир Скворцов любит в стихах использовать этот приём, придавая неодушевлённым предметам способность думать или переживать, жить какой-то своей жизнью: «Дорога с длинным шрамом колеи…» Автор увидел в обычной сельской дороге целую жизнь, прожитую тяжело, с потерями и болью, с преодолением и великим терпением. Либо, следующие метафоры: «Я, усмирённый городской уздечкой, весной мечтаю в душной тишине, что где-то там черёмухи над речкой, благоухая, вспомнят обо мне…» Необразованный читатель, воспринимающий всё буквально, будет несомненно удивлён, прочитав о черёмухах, которые, вдруг вспомнят о русском поэте, живущем в городе и усмирённым городской уздечкой… Однако, тонкий ценитель поэзии, будет в восторге от удивительного результата действа поэтического слова.

Если в произведении что-то уподобляют живому существу, такая метафора является олицетворением:

 

«И яблоко, как птица краснозобая,

парит на тонких крылышках листвы…»

                                                       (О.Смирнов)

 

Если же, уподобление предмету – овеществлением:

 

«Иголкой розовый шип

с пластинки вычитал вальс…»

                                   (Д.Игорев)

 

Несомненно, метафора используется поэтами, во многом, для того, чтобы вовлечь читателя в некоторую совместную деятельность, стараясь понять суть произведения, читатель включает воображение и фантазию, доставляя себе радость от собственных находок в ряду авторских образов и достигаемых глубин задумок автора. Следует отметить, что функция метафоры в стихах, больше эстетическая, воспроизводящая образ через мысль.

К группе метафорических тропов относится аллегория, обладающая мощным влиянием на сознание и чувства читателя. Аллегория представляет из себя некоторое явление, воспроизводящееся и представляющееся через что-то близкое по сути, но, часто далёкое по форме. Например: аллегорией медицины служит змея и чаша, авиации – расправленные крылья, правосудия – весы, любви – пылающее сердце и т.д.

Если происходит подмена предмета или явления, его характеристикой или описанием качеств, такой приём называется перифраз. Данный оборот позволяет сократить повторение слов в стихах, путём ввода в текст новых слов, несущих признаки и идею заменённого слова. Например, вместо слова «богатырь», можно написать «сильный человек»; или «ясная погода – солнечный день» и т.д. Такие замены являются равнозначными и часто используются поэтами, в одном стихотворение, для исключения повторов одних и тех же слов.

В случае замещения слова или понятия другим, на основе замены количественных отношений, т.е. часть вместо целого или единственное число, вместо, множественного, используется синекдоха. Верное применение данного приёма, добавляет стихам оригинальность, происходит игра слов или понятий с помощью манипуляции их величин или объёмов, что повышает выразительность строк и сюжетной линии в целом. Конечно, называя лишь часть чего-либо, автор подразумевает целое, высвечивая что-то наиболее яркое и характерное для образа, повышая его значимость, способствуя лучшему восприятию и появлению дополнительной философской ниши, вносящей в образ некоторый пафос, иногда, лиризм или особую торжественность. Например, «Мне дорог мой очаг, я за него дерусь…» (Д.Игорев) или « И всё хочется крикнуть: «Мгновенье постой…, но оно не услышит меня…» (В.Мо-розов).В данных случаях, слово очаг заменяет слово дом, а слово мгновенье - жизнь, что является классической синекдохой типа «часть – целое». Поэт С.Косарев применил в своих стихах данное художественное средство и получил следующее: «Перед боем каркали: «Не носить головушку… Долго, долго плакали, утешали вдовушку…» Автор не стал писать о смерти героя и его телесной плоти, а сказал лишь о потере головушки («часть – целое»), что не изменило суть написанного, при которой был утрачен целый объект. Несомненно, это один из способов усилить выразительность образа и сделать его более запоминаемым и ярким.

В случае, если в стихотворении важно показать равное значение предмета или действия, поэты используют сравнение, которое опирается на свойство какого-либо явления или предмета и выявляет родственность с другим, обладающим тем же признаком. Например, поэт Борис Орлов написал: « Словно котят в неизвестности, топит поэтов страна…» Автор сравнивает поэтов с котятами, которые бессильны что-то противопоставить жестокой воле хозяина, и видит в этом действе много схожего с судьбами настоящих русских поэтов. В данном случае, использовано сравнение простое, выраженное в прямой форме. Бывает и форма отрицания: «Не слеза текла, реки быстрые…» (Д.Игорев) или « Под воду ушла не Моло-га, под воду Россия ушла!» (Б.Орлов). В данных строках, слёзы приравниваются к рекам быстрым, а небольшой населённый пункт, ушедший под воду, приравнивается к печальной участи России, что тоже имеет право на существование в стихах и легко запоминается. Сложные сравнения выглядят следующим образом: «Заря, как дева, как прекрасное создание…» (С.Хох-лов). В данном случае, заря явилась как дева и ещё, как прекрасное создание, что усиливает сравнение. Образ, возникающий в сравнительном обороте и, оттеняющий основной образ, находится, обычно, в связи с союзами: как, точно, будто, словно и т.д. Однако, сравнительная конструкция может опираться и на словосочетание: напоминать кого-то, быть похожим на кого-то… Подобный художественный приём резко повышает динамичность строки и её экспрессивность, несёт истинно свой угол зрения на ситуацию или явление, проявляя удивительную точность наблюдения. Роль сравнения в стихах высока и позволяет поэту направлять мысли читателей в нужное русло переживаний, соответствующее сюжетной линии произведения.

Значительно усиливает выразительность образа и эмоциональное воздействие, умелое использование гипербол (преувеличение свойств предметов и явлений) и литот (преуменьшение значений предметов и явлений).

Например, чтобы придать образу особый статус или положение, либо эстетически всколыхнуть ситуацию, следует перекрыть или возвеличить тривиальную норму, что позволит сделать гипербола: «Я притих, ведь целая эпоха по-отцовски смотрит на меня!» (В. Скворцов) или « Полмира мёдом затоварь, простая русская деревня!» (А. Белов), а Иван Стремяков создал смелый шедевр, отражающий суть успешного завершения Отечественной войны: «Две Катюши спасали Россию, неизвестно какая сильней…» Если же автор преследует цель ослабления или преуменьшения роли или значения явления, на помощь ему приходит литота: «Кто я? Травинка растущая к небу…» (Г. Горбовс-кий) или «Мой Мир – бумажный кораблик, затерянный в океане…» (С. Вольский). Иногда, для оживления ситуации или повышения динамики сюжета, поэты пользуются одновременно гиперболой и литотой: «Луна во мраке – часть Вселенной, а утром – на сосне игрушка…» (Д. Игорев). Данные художественные приёмы, являются необходимыми стилистическими средствами, отражающими грани чувств и личностные авторские оценки происходящего, логически соответствующие и усиливающие основную идею произведения, а также, способствующие лучшему пониманию стихов.

Значительно повышают выразительность образов и придают остроту звукописи аллитерации, строящиеся на повторение одинаковых согласных звуков: «Пронзала картонным кинжалом, держала вселенскую жалость на кончике жала, бежала…» (Е. Кульбуш) или «Душит жаркий дух «Шанели», пышны кружева и груди, и насытила шрапнель жерла жадные орудий…» (А. Протопопов). В данных примерах аллитерация строится на повторе звуков «Ж» и «Ш», что значительно акцентирует внимание, повышает напряжённость момента и усиливает эмоциональную подачу образа. Если в стихотворной речи повторяются одинаковые гласные звуки, этот приём называется ассонансом: «Грузила, грузом грусть… Устав, ушла во тьму. Шепнула в ухо: «Пусть…» (Н. Сорокина) или «Всем весом через лес, где ветер мне шептал весны веселья песнь…» (А.Постнова). В данных примерах, отмечается повтор гласных звуков «У» и «Е». Несомненно, повтор согласных и гласных звуков повышает выразительность строк, создаёт настрой и способствует появлению новых ощущений, подчёркивает красочные тона и образность, насыщая эмоционально строки произведения.

Подводя итог вышесказанному, можно подчеркнуть, что красота и смысловая составляющая строки стихотворения, зависит не только от умения автора выстраивать слова в очерёдности по сути необходимого, но и от правильного использования всего спектра художественных средств, придающих стихам необходимую красочность, выразительность, эмоциональность и глубину мысли, соответствующую профессиональному стихотворению. Стихотворец, обходящийся в стихах без образного ряда, без иносказательного смысла выражений и словосочетаний, раскрывающих Мироздание стиха, обрекает себя на малую популярность и, скорее, забвение. Подобные строки сродни чёрно-белому кадру на телеэкране, когда вся гамма красок природы приобретает чёрный цвет, а многообразные тона неба или лика человеческого, окрашены в скучный белый цвет. Одна унылость и обман зрения! Поэтическое полотно должно быть наделено не только реальными красками, но ещё и оттенками, рождёнными душой и разумной фантазией автора. Высокая духовность и свежий угол зрения, позволяют создать строки, насыщенные всем богатством смысловых оттенков, при мелодичной звукописи, что и создаёт прекрасный Мир поэзии, притягивающий к себе истинных любителей и ценителей удивительной области искусства.

 

Председатель секции поэзии      

Союза писателей России       

(областное отделение),       

Зав. отделом критики журнала      

«Невский альманах»      

Игорь Деордиев      

    

СПб      

 

( вернуться к содержанию номера )