5 (42) 2008
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2008/html/m_left.html on line 219

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2008/html/m_left.html on line 219

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2008/html/m_left.html on line 219

журнал писателей России

 

РОДИНКИ ЯЗЫКА


 

Алексей ФИЛИМОНОВ

 

 

Поэт Владимир Скворцов написал знаковое стихотворение. Приведу его полностью.

 

РУССКАЯ МАТРИЦА

 

Как звучат слова неудержимо:

благородство, родина, народ!

Совесть не зависит от режима,

гордость не родится в недород.

 

У великих слов - единый корень,

в них фундамент из одних пород!

Триедины в радости и горе

благородство, родина, народ.

 

И ни слова тут не поменяешь,

и нельзя сказать наоборот,

только так всем

                сердцем принимаешь:

Благородство, Родина, Народ.

 

Даже слово русское - природа

с тем же корнем, в том же узелке!

Русский дух и русская порода

матрицей таятся в языке.

 

Владимир Скворцов приотворяет нам таинство матрицы языка, где язык – это омоним – и синоним - слова народ, племя. Матрица Рода существует в языке небесном – и оттуда проецируется на землю. Всегда помня о нас, храня память многих и многих поколений, объединенных идеей продол­жения, – даже в недород и страшную годи­ну, когда родятся слова-уродцы: нардом, нарсуд, роддом, - прямое следствие ещё более раннего нигилизма и подмены поня­тий народовольцами, ставившими акт тер­рора и смерти выше покаяния и эволюции. Всё это привело не к свободе народа, но к поиску его врагов, к тотальному рабству, приводящему к оскудению и замутнению родников речи. Миллионы пали на полях самоубийственной для народа войны, мно­гие были изгнаны. Но и для них светили звёзды Рода – духовные Плеяды:

 

Наш дом на чужбине случайной,

где мирен изгнанника сон,

как ветром, как морем,

                                как тайной

Россией всегда окружен.

 

– признавался Владимир Набоков в  стихотворении  «Родина»  («Бессмертное  счастие  наше…»).

 

Современный поэт отмечает и пе­редаёт в музыке и ритме стиха единый фосфоресцирующий след внутренней рифмы: благородство – родина – народ. Слово «родас» есть в санскрите (как и многие другие, подобные русским), од­ном из самом древних языков, что значит «земля», «родить». Род – от которого про­изошли родичи-славяне – это божество пантеона, а также реально существовав­шее племя на территории Евразии, кото­рым был открыт путь к Слову-Роду через звёздные врата. Этот путь был утрачен с наступлением тёмного времени, но мат­рица рода продолжает творить безот­казно, и образы слов не умирают даже в самую трагическую эпоху.

Слова сами снимают модное сейчас и во многом поддерживаемое противо­стояние между «язычниками» (пребы­вающими в едином языке) и «христи­анами». Несомненно, делают это люди невежественные и отчасти злонамерен­ные, в коих нет любви к Слову. Стремя­щиеся к власти над речью и людьми, что всегда оборачивается катастрофой, ибо нет земной власти над Родом, в коем – высший нравственный человеческий и космический закон. Не было подобных противоречий в творчестве Державина, Тютчева, Гумилёва, Есенина (вспомним его родниковые «Ключи Марии»), На­бокова и многих других. Примечатель­но, что сам корень «род» сводит на нет противоречия между мегаполисом и деревней, в словах город и огород, ибо прародина языка-народа едина, как бы ни пытались его оболгать, унизить или предать. Игры языка, его раскрепощён­ность – в бородатых преданиях, жанре пародии и арлекинаде словорождений.

Видимая борьба между Словом и Чис­лом порождает раскол в душе, отразив­шийся в имени и фамилии Родиона Рас-кольникова. Когда мутящаяся стихия, не находя слов молитвы и воссоединения, алкает разрешения духовного кризиса в конфликте с материей, ещё глубже увязая в ней. Примечательно, что имя Родион -произошло от древнегреческого rhodon – «роза», - цветок, символизирующий единство и идею красоты мироздания в озарениях Солнца, обозначавшегося у египтян как Ра – сочетание звуков, столь частое в русском языке:

 

Русский язык родовит, ибо прижив­шиеся новые слова и словообразования созидаются в духе, и «западные», перехо­дя в русский, приживаются в его органи­ческой, влажной почве не случайно, в от­личие от неблагозвучных слов-выродков, которые никогда ни станут милы насиль-ным навязыванием..

Благородство русской литературы – великая сила. Оно не формально в стихе, где великолепная форма силла­бо-тонического стихосложения и рифма, вопреки предсказанию Пушкина, так и не утратившая своей первозданности – не самоцель, а сама плодоносящая ветвь поэзии, - но в сплаве горнего и земного пути русской словестности, где совесть и вес-тничество – едины. «Наши таланты благо­родны, независимы», - подчеркивал Пуш­кин духовную свободу и ответственность российских авторов. Старинные славянс­кие имена: Родомир, Родослав, Родомысл хранят эту силу охранного мыслительно­го корня и кристального родника, проте­кающего через Град Китеж.

Мощь духа и утончённость лирики Тютчева, подчеркнутые Фетом в посла­нии «Вот наш патент на благородство…», свойственны русской поэзии в своих высших проявлениях. Эта родовитость мерцает и в небольшом стихотворении Владимира Скворцова, в котором со­крыт огромный смысл. Слово не только таится, но и говорит о покровительстве Рода – который проступает в родинках речи, в том непостижимо-родном, что проявляется во внезапных звуках и словах песни, знакомых строк, случай­но услышанном разговоре «простых» людей. Корень род во многих словах, и не он один подчеркивает единство, узел поколений, прапамять которых устремлена в будущее, вопреки всем социальным катастрофам, недороду языка, и стремлению зла поссорить и раздробить родственные народы и язы­ки. Поистине, Бородинское сражение за русскую речь разворачивается пред не­равнодушными очами.

Ибо родители русского слова – на небе, и матрица хранит узор слов и зна­ков, «шрифтов», которые меняются за тысячелетия (руническое и берестяное письмо, глаголица, кириллица), претер­певая развитие в лексике, фонетике и управлении слов, сохраняя неизмен­ность созидательного космического на­чала. Книга Рода – виртуальная и весомая – пребывает выше звёздных зёрен у пре­стола Слова.

Именно о такой, вечной любви свыше, грезил Пушкин, написав: «Поэт, не дорожи любовию народной», отстраняясь от вос­торгов минутного, неполного и, зачастую, искажённого восприятия, адресуя строки народу изначальному.

Собирание народного языка – про­цесс двуединый, земной и небесный, по­истине религиозный в поиске и усилиях. Сатурн – Бог времени – безжалостен, но память родовитых потомков оставляет навеки слова благодарности, как в стро­ках стихотворении Державина «Урна», посвящённом вельможе и меценату И.И.Шувалову, запечатлённых на траур­ном сосуде:

 

«Он жил для всенародной льготы

И покровительства наук».

 

Счастлив, кто принимает бремя пе­рерождений и первородства Слова. Поэтому в стихотворении Владимира Скворцова нельзя изменить ни звука.

Санкт-Петербург

 

 

( вернуться к содержанию номера )