5 (36) 2007
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2007/html/m_left.html on line 219

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2007/html/m_left.html on line 219

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2007/html/m_left.html on line 219

журнал писателей России

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

 

О творчестве писателя

Григория ДЕМИДОВЦЕВА (ПЕТРОВА)

 

 

Творчество писателя Григория Анатольевича Демидовцева с самых первых книг вызвало живой интерес у всех любителей фантастической и исторической литературы. В его книгах необычность художественного замысла прекрасно переплетается с историческими фактами и глубинной психологией личности. При этом Григорий Анатольевич является продолжателем лучших литературных традиций России и по своей форме, и по содержанию. Поэтому новый роман петербургского писателя «Демон соблазна» читается на одном дыхании, и это неудивительно.

По своей структуре книга близка к лермонтовскому «Герою нашего времени», а по содержанию служит интереснейшим развитием «Бесов» и «Братьев Карамазовых» Фёдора Михайловича Достоевского.

Тема неизбежного ответа человека за все свои поступки, слова и мысли перед высшим Божьем судом проходит красной строкой через весь роман, рассказывающий о силе духа православных мучеников XX века и слабости временщиков власти, пытающихся сломать коренное устройство России. При этом писатель никого не осуждает и ни к чему прямо не призывает, а, как настоящий художник, отражает весь реализм жизни.

Сам сюжет начинается с получения автором рукописи своего давнего друга, случайно встретившегося в поезде с полковником НКВД, внедрённым, сам того не зная, во «вражескую среду» заключённых «ежовского» лагеря. Однако старый полковник ничуть не напоминает ни мужественного и честного Максима Максимовича, ни скучающего и вечно хандрящего Печорина. Он, по его собственному признанию, скорее всего очарованный странник Лескова – Иван Северьянович, по своему недомыслию попавший под каменные жернова жизни.

Пожилой полковник, как и Иван Северьянович, не просто прохожий в быстротекущей жизни. И если очарованный странник, ставший монахом, решает служить России-матушке на войне, то полковник решается стать ступенькой в чьей-то лестнице, ведущей на небеса. Завершая жизненный путь, он хочет уберечь следующее поколение от старых ошибок.

Сходство завязки романа с «Героем нашего времени» чисто внешнее, но имеющее символическое значение. Автор как бы повторяет слова Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но и это было уже в веках прежде нас». Однако и здесь не одно чисто механическое сходство.

В «Демоне соблазна» всё движется не по замкнутому кругу, а по исторической спирали. Каждый новый виток приносит что-то своё, и это своё определяет жизнь каждого человека, стран и всего мира. Всё предопределено и всё возможно – эта мысль писателя, заложенная в романе, даёт надежду на наилучшее развитие всего человечества.

Книга Демидовцева, показывая трагедии прошлого и возможность её повторения в будущем, предостерегает от уже совершённых ошибок. Писатель моделирует будущее, где человек в ответе не только за свои дела, но и за свои мысли. При этом он творчески опирается на всё наше литературное наследие, что связывает уже ушедшее и настоящее время.

Продолжая традиции Михаила Лермонтова, Григорий Анатольевич вдохнул в известную завязку новый смысл. Идя по знакомой структуре романа, читатель оказывается в совершенно новом, его полностью захватывающем сюжете. Всё внимание концентрируется на главных темах романа – вечной борьбе добра и зла, любви и себялюбия, предопределённости будущего Божественным замыслом и возможностью изменить свою судьбу.

Здесь нужно отметить, что автор весьма удачно и по-своему использует литературные приёмы Агаты Кристи, которая пользовалась ограниченным словарным запасом и большим обилием нежных слов. Известная писательница использовала технику, близкую к приёмам психологов и гипнотизёров. Её слова или фразы стимулируют часть мозга, которая отвечает за удовольствие. К этим словам, по мнению учёных, относятся «девочка», «вид», «улыбнулась» и «внезапно», а также целые фразы – «может, вы последите за этим», «более или менее», «день или два» и «что-то в этом роде».

В результате их прочтения в организме поднимается уровень серотонина и эндорфинов – химических соединений мозга, вызывающих удовольствие и удовлетворение. А выпуск неврологических опиатов делал детективы англичанки такими, от которых невозможно оторваться.

При этом она не даёт слишком много деталей, и её романы построены на постепенном получении информации, что держит читателя в напряжении до конца детектива. Благодаря такому минимуму создаётся минимальное познавательное отвлечение. Все фразы Агаты построены с целью увеличения интереса к финалу книги. Чем ближе развязка, тем короче предложения. Тем проще для осознания их слова предложения.

Другим приёмом писательницы было частое использование тире. Каждая фраза, сопровождаемая тире, подталкивает читателей к тому, чтобы продолжить чтение. Всё это приводило к тому, что читатели не отвлекались на детали и концентрировали своё внимание на тайнах и поисках разгадки.

И здесь у Григория Анатольевича лишь внешнее сходство с детективами известной писательницы. У него ограничен не словарный запас, а лишние слова, повторяющие уже ясно выраженные образы. В романе достаточно много коротких фраз, многие из которых являются афоризмами. Например, «Сегодня и Голиафу стыдно за хамство». Казалось, всего-то четыре слова, союз и предлог, а создаётся впечатление, что библейский герой не только дожил до наших дней, но и всё время, пусть и помаленьку, но развивался.

 

Продолжение читайте в журнале...

 

Дмитрий КОРСУНСКИЙ

 


Писатель Григорий ДЕМИДОВЦЕВ

 

( вернуться к содержанию номера )