5 (24) 2005
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2005/html/m_left.html on line 219

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2005/html/m_left.html on line 219

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/5_2005/html/m_left.html on line 219

журнал писателей России

Виктор КОКОСОВ: "ПОБЕЖДЁННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ"

 

Виктор КОКОСОВ

 

ПОБЕЖДЁННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ

истории двух морских офицеров

ПЕЧАЛЬНЫЙ ЖРЕБИЙ “РУССКОГО КОЛУМБА”

 

 

 

Более восьмидесяти лет назад великий норвежский исследователь Руаль Амундсен, отдавая дань уважения научным заслугам, назвал остров в море Лаптевых именем российского мореплавателя. Случай в истории довольно редкий – иностранцы при случае обычно старались наши названия с географических карт удалить.

Но советская печать не посвятила столь незаурядному событию ни строчки. И не случайно промолчала о появлении в атласах острова Вилькицкого. В 1919 году контр-адмирал Борис Андреевич Вилькицкий был у Колчака. Но история, к счастью, всегда стоит выше политики.

 

 

 

...Служба для молодого мичмана Вилькицкого началась с боевого крещения. Во время русско-японской войны он участвовал в морских сражениях в составе 1-й Тихоокеанской эскадры и проявил настоящий героизм. За эту кампанию Борис Андреевич получил ордена Святого Станислава 3-й степени с бантом, Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”.

Петербург встретил молодого офицера с распростёртыми объятиями. Казалось бы, карьера обеспечена. Связи в морском министерстве – на высшем уровне: его отец – учёный с мировым именем, генерал корпуса флотских штурманов Андрей Ипполитович Вилькицкий возглавлял Главное гидрографическое управление. Да и на самого Бориса обратили высочайшее внимание: пригласили преподавать географию дочерям Николая II. Но... не придворная карьера интересовала Вилькицкого-младшего. Его манила Арктика.

Генерал-лейтенант Вилькицкий начал подготовку знаменитой экспедиции ледокольных пароходов «Вайгач» и «Таймыр» для исследования возможностей эксплуатации Северного Морского пути. Борис Андреевич страстно желал в ней участвовать, однако отец был против, и если бы не его смерть в 1913 году – никогда бы не видеть сыну арктических льдов.

В том же 1913-м Борис Андреевич добился назначения: 28-летний офицер стал помощником начальника экспедиции и командиром “Таймыра”. Всей же экспедицией руководил Колчак.

И сделали молодые офицеры вещь, по тем временам казавшуюся невозможной: впервые в истории Севморпути совершили сквозное плавание из Владивостока в Архангельск! Встречавшие в 1915 году в “северном порту империи” экспедицию поморы преподнесли Вилькицкому адрес с надписью: “Русскому Колумбу”. И это справедливо – корабли и экипаж совершили ряд важных географических открытий и исследований.

...Революция сломала ему хребет. Впрочем, как и его научному руководителю, более известному в нашей стране как «Верховный правитель России». Борис Вилькицкий ушёл к белым. Правда, не воевать, а вновь заниматься организацией экспедиций по Севморпути. Колчак произвёл его в контр-адмиралы. После разгрома и расстрела “Верховного” пришлось эмигрировать в Англию и до 1922 года с трудом зарабатывать на хлеб насущный. А потом... Вилькицкий вновь появился в России по... личному приглашению Ворошилова.

Нет, Бориса Андреевича никто не собирался судить и расстреливать, равно как и агитировать «за советскую власть». Просто этой власти потребовались его знания и опыт. Два года белый адмирал (!) руководил советскими товарообменными операциями на побережье Карского моря, возглавлял третью и четвёртую Карские экспедиции и в 1925 году благополучно возвратился на берега «туманного Альбиона».

Знаменитого гидрографа без работы не оставили: бельгийское правительство приняло его на службу и отправило в бельгийское Конго (современный Заир), где Борис Андреевич долгие годы вёл научную работу и составил атлас великой африканской реки Конго.

Вернувшись в Европу, Вилькицкий с горечью убедился, что его счастливая звезда закатилась. Талантливый учёный не умел извлекать личных выгод из занимаемых должностей – даже в богатой Африке ничего не скопил. Старый и больной адмирал оказался никому не нужным. Пришлось браться за любую работу – даже водителя такси. Что ж, не он первый проложил этот путь: достаточно вспомнить парижского таксиста князя Феликса Юсупова.

Свои последние дни первопроходец Севморпути доживал в жалком бельгийском приюте, где и скончался в 1961 году. Православный священник похоронил его при церкви из милости.

Однако и после смерти судьба готовила ему ещё один, самый страшный удар. В 1996 году истекло положенное число лет, и – по законам королевства – прах русского адмирала должны были извлечь из земли и просто-напросто выбросить на свалку (если наследники не внесут плату за очередные тридцать лет).

А платить никто и не собирался, хотя внук адмирала в то время занимал высокий пост в правительстве ФРГ. Правда, назывался уже на европейский лад – Петер Вилькицки.

 

( продолжение читайте в журнале )

 

( вернуться к содержанию номера )