4 (53) 2010
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЛИ ПОСТИЖЕНИЕ

ПОЭТИЧЕСКИХ ВЗЛЁТОВ ИРБИС РУА

 

 

Анна ШИШКИНА

 

 

«Для души моей нет каникул»

                      Ирбис Руа

 

Совсем не просто размышлять о чужих стихах. Передо мной толстый фолиант на 400 страниц с 24-мя разделами. Отхожу от потрясения после прочтения.… Наша коллега, член нашего Союза Поэтов СПб выпустила осенью 2009г. свой второй сборник стихов. Вслушиваюсь в некоторые названия разделов:

«Зеркальный зал без отражений»

«Лепестки созвездия тебя»

«На ресницах мира»

«Прости, я – сумасшедший ангел»

Иной поэтессе стихов такого тома хватило бы, как говорится, на всю жизнь.

Мои ощущения – шквал эмоций!

Честное слово, у меня просто перехватывает дыхание, когда я начинаю говорить о стихах нашей Ирбис Руа. Как сказать о необъяснимом? Откуда???

Из времени социальных переворотов, из времени оскудения умов и сердец, из времени великих и порой омерзительных противоречий, из времени меркантилизма и бездуховности – вырастают… гениальные поэты!

Заявляю со всей ответственностью за свои слова – ничего похожего я никогда не читала. Не чувствуется никакого поэтического влияния. Ни веяний классиков 19-го века, ни гордецов века прошлого. А если взять нашу обширную советскую поэзию-….То она, конечно же, была, но словно вся куда-то исчезла. Я не знаю, каких поэтов изучала Ирбис Руа в школе (программы по литературе в последние два десятилетия словно соревнуются между собой в упрощённости и фрагментарности), но влияния советских поэтов на творчество Ирбис Руа я не нашла. Нет как нет! Не было ли-тобъединений и литкружков в её, Ирбис Руа, жизни.

Может ли поэт родиться сам по себе? Может ли он быть единственным? Знаю, что может, и обладает с рождения великой мудростью и даром по-особому видеть мир. Уверена, что душа Ирбис Руа пришла к нам из иных миров, переполненная неведомыми нам откровениями…

… «Поэт – инопланетный дикий разум,

Что изгнан был из ста других планет.

Он поклоняется Душежующим фразам

И на алтарь бросает интернет.

Людей простых жалеем мы, а может, Боимся их, с их бытом, простотой. Иль чувствуем чешуйчатой мы кожей, Что ядовит для наших душ покой…

В их слепоте садимся, как на риф, мы…

Но остановится порой

                    на ком-то взгляд:

Любимый – это тот, который в рифму,

Чей образ не заменит плагиат.»

Молодость не мешает поэтессе быть прозорливой ведуньей, она – своя в высших мирах, она проникает в трансцендентальное. Эмоциональный фон её стихов ярок, свеж и способен оказать влияние на современную поэзию. Она знакома с таинственной музыкой чужих миров и с чувственным плачем родных дождей….Ей удаётся передать всё…Стихи Ирбис Руа – нетрадиционны, молодёжи они, несомненно, будут близки свежестью своих чувств и откровениями.

… «Закроет ночь гуашью горизонт,

И нет границ меж небом и землёю,

Небрежно впишет звёзды как экспромт,

И обозначит траекторию петлёю…

…След от копыт, от неба до земли!..»

Её поэзия сверхметафорична, сверх-живописательна!...

… «А мотивы нитями дождя

Ткут как гобелены нашу осень,

И бледнеет образ октября

Среди мокрых и печальных сосен.»

Вчитываясь в волшебство, стихию стихов Ирбис Руа – видишь и понимаешь: это прекрасное, яркое дарование, она – как высочайшего звона бокал, наполненный небесным, особым вином. Её Пегас всегда рядом, она постоянно ощущает волнующий, вдохновенный огонь его дыхания.

В ней – постоянно меняющиеся краски Вселенной, она сама – смешение всех красок, всё в ней – случайность и прихотливость.

… «Позолотило солнце паутину –

Придумало для осени причину…»

В ней всё гармонично, её чувства порой неукротимы, она изменчива как вода. Она непредсказуемо стихийна и её стихи несут огромное внутреннее эмоциональное воздействие, и энергия этих стихов велика.

Мир высочайших образов – её стихия! Непохожесть Ирбис Руа на других молодых поэтов, её своеобразное мистическое начало, её и отрешённость, и чувственность стиха – говорит о редчайшем даровании. Вправе ли я смущать дерзновенную молодость?

… «Мне нравится быть

            где-то исключением,

На то и существуют

               в мире правила…

Чтоб пробовать не плыть

                        лишь по течению,

Чтоб небом парус

            против ветра ставила.

 

И ветер, восхищённый моей дерзостью,

Свернёт с дорог,

            грозой ему навязанных,

Пусть назовут слова мои

                        незрелостью,

Вы жить как я, конечно, не обязаны.

 

Я – для покоя истинное бедствие!!!

Для детства – позднее,

            а для Вселенной – юное…

Но если радует моё Вас сумасшествие,

То не вернусь в острог благоразумия…»

 

Слог Ирбис Руа очень метафизичен, она не доверяет бытию, она всей своей сутью, всем, что в ней есть – выше. Через её душу проходят ветры запредельного. Возможно ли их приручить? Вопрос к Вам, читатель!

… «Но поместить эмоции в слова,

Как сжать до зёрнышка

            три тысячи Галактик!»

Банальны ли слова: «Какой должна быть современная поэзия?» Не уверена, что смогу дать идеальный ответ. Глубокой – да, исповедальной – да, талантливой – безусловно! Понятной ли всем??? Категорически – нет.

Ирбис Руа – сложный поэт, в ней всего много, достигает ли она точки перенасыщения образами, как вершины распада: нет, она всегда вовремя умеет остановиться, пусть и на самом краю… Образы, образы, блеск словесного серебра и платины…

… «Один лишь жест, что нежностью

                                                на память

Останется закладкой в сентябре…

Мне даже не над чем сегодня

                                    будет плакать

Засохшими чернилами в пере…»

У Ирбис Руа все стихи – события, жизнь:

… «Я струилась плющом по стене

К твоим окнам в разрушенной башне,

И я видела, как ты в огне

Жжёшь листы переписки вчерашней. »

Удивительна органичность её образов, их реалистичность. Ни вычурности, ни надуманности:

… «Моё сердце – летучая мышь,

Парусами натянутых крыльев,

Проскользнёт под узорами крыш,

И пробъёт твои шторы навылет.»

Поверьте, невозможно остановиться, пролистывая книгу Ирбис Руа. Её слог и духовен, и страстен, пламенно страстен. Нет ничего лишнего, мелкого и малого, это – царство утончённого Духа.

… «Весь мир – не чёрно – белое кино,

Ты не дели на полосы мгновенья,

Не разделяй на воду и вино –

Беспамятства минуты и прозренья.»

Поэзия романтика, философа? И то, и другое есть у нашей современницы. Пожалуй, я убеждённо назову её лучшим романтиком первого десятилетия 21-го века. Самым, самым…добрым романтиком!

… «Нет никого на Краешке Земли…

Но всё равно на всякий случай…крайний,

Я зажигаю ночью фонари,

Чтобы никто здесь не упал на камни.»

Практически почти все стихи этого тома – это тема любви. Читая стихи Ирбис Руа, сверх точные, сверх чуткие и проницательные, диву даёшься глубинам её внутреннего мира, в нём тонешь без надежды на «спасение». Побывав там, в её «ликах» - ты уже иная, ты получила такой заряд любви, что и у тебя появляется надежда на своё счастье через приобщение к чужому, выстраданному не тобой, но такому прекрасному и непостижимому.

Поэзия и любовь – души родственные, так как обе требуют духовных усилий и бунтарства. Стихи Ирбис Руа о любви – нежны, одухотворены, органичны, лишены всяческого кокетства и фальши, они – безмерно умны…,

В них много печали и… страдания:

… «Молчаньем предисловие смешное… И ночь пустынная навек,

как эпилог… Пусти на ветер чувство

неземное – Кричащий наш безмолвный

диалог…»

От её стихов невозможно отстранится, они живописно изливаются из тончайшего покрова духовной избранности Ирбис Руа. На мой взгляд, цельному, светлому облику поэта мешает порою то множество масок, личин, которые она надевает на себя. Маскиро-ванность – это не уход, это восстановление отношений с миром, в чём то нарушенных…

 

* * *

… «Я – Твоя Беспокойная Память…»

 

* * *

… «Я – жрица Храма Равновесия»

 

* * *

… «Я – твой Ангел Слепой,

и свобода, увы, невозможна…»

 

* * *

… «Мне Рай так мал, прости меня, Наставник»

 

* * *

… «Не думай, ничего я не боюсь…

Есть у меня Любовь – одна навечно…

Моя душа – Вселенной рваный пульс,

Она извне пространств, внечеловечна.»

 

Категорический Императивный Глагол - глагол «любить». Любовь – это высшая святыня поэтического сердца Ирбис Руа. Её стихи – поэзия любви в высшем смысле этого слова. Это и прозрение и откровение. Душа поэта всегда в переживаниях, его сердце – тысячью гранями, отражающимися в мире, присутствует в каждом стихе. У Ирбис Руа всегда своё лицо. Она всегда уходит и всегда присутствует – это особенность её творчества. Можно долго говорить о поэтессе как о мастере рифмы. Ёе рифмы необычны, ёмки, точны и ярки, пестры, как неведомые науке и ещё никем не открытые тропические бабочки. У поэта полностью отсутствуют банальные рифмы. Её рифмы переливчаты, как волшебные краски невиданных никем рассветов, тех, которые живут в душах необыкновенных поэтов.

… «Разлукой никогда не изменить

Чувствительность сердечных

                                    осязаний…

Я машинально вновь считаю дни

До близости застывшего дыханья…»

Не знаю, что почувствуете вы, а у меня мурашки бегут по коже, кажется, что у меня, как у Ирбис, вдруг прорежутся крылья, и главное – успеть сделать самый верный, самый начальный взмах, и я… полечу. Я не могла оторваться от «Подкидыша любви» всю ночь. Зимний рассвет пришёл поздно, и уснуть я не смогла, не сумела от перенасыщенности иными чувствами…, вошедшими в мою жизнь.

 

… «С ней я усну…и с ней одной

                                    проснусь…

Сотни цветов разбиты

                        в будней призме…

Моя любовь – единственный

                        мой пульс…

Она длиннее будет моей жизни…»

Лёгкое, несуетное перо, всегда точно выверенное безупречное слово. Её стихи – небесные существа, посещающие наш мир в «его минуты роковые…»

… «Расправь ладонь листочком

                        виноградным –

Я упаду росою на него…

Я буду для тебя росою, ладно?

Всего слезой. И больше ничего…»

У её стихов словно нет земных корней, они приходят из глубин светлых миров, чтобы питать нас светом и нежностью светлой печали.

… «Ты вспоминай меня без укоризны…

Коль этот Мир содержит

                        только тени…

Стараюсь я зажечь короткой жизнью

Сердца, и потому свечу в падении…»

Лирический голос Ирбис Руа – это глас ангела света, не пассивного, кротко роняющего слёзы с небес, а смелого и лучезарного, это – глас надежды.

… «Ты ждёшь, что напишу

                        тебе письмо,

Не нужен мне для сердца

                        переводчик!

Оно так многословно, что в ярмо

Не заключить потоки

                        нежных строчек»

Творчество Ирбис Руа требует серьёзного изучения, с монологами её печальной души ещё должны познакомиться тысячи читателей. Её духовное зрение, чуткость слуха порой пугают своим все-веденьем, чем-то вещим.

… «Мой вдох – твой выдох…

Чай холодный Напоминает листья в луже.

И день, для счастья непригодный,

Для продолженья боли служит»

И ещё, и ещё, и ещё, исповедаль-ность чувств и переживаний, ей дано особое – сверхпроникновенно чувствовать.

… «Давай с тобой мы просто

                        помолчим,

Всё то, что мы сказать

                        друг другу можем,

Я чувствую сквозь рук

                        сплетённых кожу,

Разрыв сегодня непреодолим…»

Читаю, прикасаюсь к тайнам чужой жизни.…Всем подсознанием своим осознаю, ощущаю поэтическую душу Ирбис Руа, как часть мировой поэтической души. Сожалею, что её стихийно – мистическое начало, надмирность, порой правит её поэзией, уводя в тенёта мистических учений.

Моя попытка критики не удалась (а она необходима!), но это предстоит сделать кому-то другому. А я – неизлечимо зачарована стихами Ирбис Руа.

Поэтесса очень много пишет, она торопится…, на это есть свои причины…

… «Почему я о грустном пишу?!!

Мне грустить нет причины

                        весомой,

Просто грусть – часть

            моей хромосомы

И в цепи ДНК вьющий жгут…»

 

Санкт-Петербург           

 

 

( вернуться к содержанию номера )