4 (53) 2010
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/4_2010/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И ЗАМЕЧАНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ КНИГИ ВАСИЛИЯ МЕЛЬНИКОВА «НА ИЗЛОМЕ»

 

 

Николай ВОДЖИ-ПЕТРОВ

 

 

Вышедшая в 2009 году книга В.Мельникова названа им «На изломе» и содержит семь рассказов. Уже её название наводит читателя на мысли, что судьбы действующих лиц, их поступки, быт, сюжетные линии и прочее, тесно связаны с непростой и, зачастую, трагической судьбой их Родины. И читатель не ошибётся!

Быть на разломах эпох, социальных катаклизмов, всенародных бедствий, России приходилось не раз. Вспомним начальные годы двадцатого века, вспомним те, обильно политые кровью изломы Истории, так ярко отражённые в романах А.Толстого «Хождение по мукам» и М.Шолохова «Тихий Дон»…

Всё, что описано в рассказах В.Мельникова происходит в то время, когда после распада Советского Союза началось неправдоподобное, феноменально быстрое обогащение одних людей и такое же быстрое погружение в нищету других, до этого нужных и полезных для общества. Перед автором стояла очень непростая задача и, надо сказать, он справился с ней достаточно успешно.

Стиль автора не усложнён, не перегружен и вполне соответствует традициям русского литературного языка. Если и есть, скажем так, «шероховатости», то принципиального значения они не имеют. К особенностям стиля надо отнести неожиданные повороты сюжетных линий, такие же, оправданные дальнейшими событиями поступки персонажей и это придаёт ещё большую остроту и насыщенность основной сюжетной линии!

Критик Н.Иванова в статье «Трудно первые десять лет» пишет о придуманном «новом реализме» и делает заключение: «реализм не бывает старым. Или он есть или его нет». Журнал Знамя. ¹1. 2010 год.

Читая рассказы В.Мельникова всё время ощущаешь реальность, неприкрытую правду того, о чём он пишет. И это та реальность, на которой строилась наша литература, несмотря на директивы и окрики литературных чиновников. А как к ней, к этой правде, относиться и какие делать выводы – пусть подумает читатель!..

Считаю необходимым сделать и несколько замечаний. Первый рассказ «Предостережение» начинается с самоубийства матери, молодой женщины, которая вместе с годовалой дочерью бросается под поезд, а душа её возносится на небо… Далее – суд Божий и приговор: «геена огненная»!

Описание загробного мира – тема не новая. Вспомним Данте, его Вергилия и круги ада, нашедшие воплощение в музыкальной пьесе Чайковского «Франческа да Ри-мини», Жуткая мелодия адских вихрей…

Заигрывать с потусторонними силами в наши дни превратилось в нехорошую моду. Гадалки, поклонники инфернального, колдуны, секты… Это опасно! Особенно для молодых, есть черта, через которую переступать не надо. Есть силы, о которых мы ничего не знаем, не надо торопиться заглядывать в Виевы очи…

У героини рассказа, по воле автора, к счастью, это только сон-предупреждение хорошему, в сущности, человеку, которая оступилась и стала изгоем не устояв перед выпавшей на её долю трагедии!

Многие авторы, чаще молодые, любят подробно описывать внешность своих положительных персонажей, вследствие чего черты их становятся буквально неземными, причём авторы мужского пола предпочитают так «обрисовывать» женщин, а те мужчин!.. Есть это и в рассказе «Предостережение» - мать главного действующего лица. Но ведь у героев может быть и обычная внешность и, главное, иногда достаточно одной, двух деталей – оттопыренные уши у Каренина, взгляд начальника тайной стражи у Понтия Пилата, глаза следователя Порфирия Петровича!..

 

 

 

Что писал о внешности Анны Карениной Лев Толстой? В кино её сыграли совершенно разные по внешности и темпераменту киноактрисы (А.Тарасова и Т.Самойлова), но ту и другую зритель встречал восторженно…

Интересен и несколько необычен поворот сюжета в рассказе «Незванный внук». Напавший с целью ограбления на старика, ветерана войны, развязный самоуверенный юнец вдруг теряет самоуверенность и наглость, когда видит, что у ветерана тяжёлый сердечный приступ… Не помочь ему он не может! Дальнейшее связано с названием рассказа, такому развитию событий веришь.

Излишне растянута исповедь самоубийцы в рассказе «Исповедь». То, что хорошо воспринимается на слух и можно выслушивать на протяжении часа и более, перенесённое на бумагу многое теряет. Тому, кто занимается литературным трудом, всегда надо помнить одну из заповедей: словам должно быть тесно, а мыслям просторно!

Не останавливаясь подробно на всех рассказах, скажу об одном. Называется он «Старуха». В нём В.Мельникову удалось то, что дано сделать немногим. Я имею в виду следующее: безисходность ситуации, трагичное, чёрное, автор сумел органично соединить с жизнеутверждающим, светлым. Соединил контрастно и впечатляюще. В рассказе нет ничего лишнего и он вызывает у читателя то редкое чувство эмпатии (сопереживания), которое возникает не так уж и часто, особенно за последнее время, хотя, скажу так: поток литературы стал особенно бурлив!

Это свидетельствует или о «спешке» или о нежелании работать над словом. В том и другом случае есть стремление как можно быстрее заявить о себе, добиться публикации!.. А ведь между писателем и читателем должна возникнуть взаимосвязь на основе уважения и доверия друг к другу. Но она не появится от торопливости того, кто пишет. Величайшая ошибка недооценивать читателя!

Поиски новых форм? Утверждение своей индивидуальности? Да ради Бога! Всё это было, есть и будет! Однако – «так тяжкий млат, дробя стекло куёт булат»! И не приведи Господь кому-нибудь увидеть как его «бриллиантовые россыпи» время-молот превратило в битое стекло!..

Всё выше написанное (Советы? Пожелания?) преследуют только одну цель: я хочу ослабить, смягчить чувство разочарования, которое рано или поздно возникает у того, кто посвятил себя литературе. Оно появляется не потому что нет способностей, таланта, просто – обстоятельства повернулись против Вас от каких-то непредвиденных (внешних, внутренних) причин. И, как результат пришла неуверенность, и за ней и усталость, сомнения в нужности того, что делаешь…

Об этом нужно знать и учиться быть стойким!

В предисловии к своей книге В.Мельников пишет: «Не надо стесняться делать добро, не надо бояться быть искренним. Мир оскудел от меркантильного прагматизма». Чтобы почувствовать весомость и ценность в наши дни таких слов, я советую прочесть книгу «На изломе»!

 

Санкт-Петербург           

 

 

( вернуться к содержанию номера )