3 (46) 2009
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2009/html/m_left.html on line 217

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2009/html/m_left.html on line 217

журнал писателей России

 

 

  Герман ВЕНЕДИКТОВ

 

Герман ВЕНЕДИКТОВ (1932-2004) родился в Ленинграде. По образованию филолог, ученик В.Я.Проппа. Ученый-фольклорист, его научные труды опубликованы в «Русском фольклоре», «Трудах отдела древнерусской литературы», «Русской литературе». Он один из составителей сборника «Фольклор Русского Устья», художник-график, поэт.

Поэтическое наследие автора включает в себя стихи, поэмы и роман в стихах. Тема Родины и её судеб была определяющей в творчестве Германа Венедиктова.

 

 

 

Из книги «Третье измерение»

 

ЛЕТОПИСЬ

 

Земля вокруг – осенняя, сырая –

Как летопись, времён ушедших весть.

Не мёртвая, не книжная – живая!

Склони ладонь, и зачерпни, и взвесь.

 

В осенней мгле спокойна и сурова,

Написанная плугом, топором,

Не княжая – дедова и отцова.

Ипотому – мы Родиной зовём.

 

От этих стен, от Кижского погоста,

До самых отдалённых рубежей

Открыто всё, всё на виду, всё просто –

Ликуй же с нею и рыдай над ней!

 

Здесь будет, чем

                    перед любым гордиться,

И есть, чему бы лучше – в забытьё.

Обугленные, страшные станицы

Несёт ещё отечество твоё.

 

В гармонии, в величии, в гордыне,

В кичливости, в казённой пустоте…

Они – твои, твоё наследство, сыне!*

Ты не спеши стереть страницы те.

 

И летопись не кончена. По праву

Шагай и ты, сомненье исcтребя.

И чем пройдёшь –

                       позором или славой –

Зависит от меня и от тебя.

 

                  * древнерусская форма

                     звательного падежа – «сыну».

 

 

                        * * *

 

Поднимается солнце

из туманных глубин.

Новгородская звонница.

Свежесть утра. Один.

 

Загорается древний

Софии золоченый шлём.

Полыхают деревья

последним, осенним огнём.

 

И теплее, и ближе

седатые стены кремля.

Обнажается рыжая,

древняя наша земля.

 

На лопате раскопа –

лишь копни, на четвертом бревне

берестяная грамота –

адресована МНЕ!

 

Развернуть осторожно

и знаки добавить вот здесь –

ещё многое можно

между строчек прочесть.

 

Под уздою у бора

горячего вижу коня.

Рубят заново город –

Новгород – для МЕНЯ!

 

В бородах, телогреях

бредёт на поля мужичьё,

чтобы в землю посеять

хлеб – во имя МОЁ!

 

Вижу Ильмень и камень

далеко, далеко.

МНЕ о дедовской славе

слагает былину Садко!

 

Пишет мастер икону,

чтоб в бою и пути,

духом дедов спасённый,

мог Я душу нести.

 

Вижу недруга злобу

и татарскую сыть,

плеть и милости – чтобы

МОЮ душу растлить.

 

И другое мне видно:

на боярские козни и хай

за МОИ за обиды

поднимает дубину Буслай.

 

Он не верует святцам,

ни бреди ночной.

МЕНЯ учит смеяться

у доски гробовой.

 

По головкам и спинам

на мосту и околь пишет

кровью былину

новгородская голь.

 

Пишет злоба слепая,

пишет удаль и страх.

Только матерь –

Буслая унесёт на руках.

 

Только чёрные вороны.

Только Родина-мать...

Ну а дальше – а дальше оборвано.

Надо новую грамоту брать.

 

 

Из цикла «ДЕРЕВНЯ»

 

                   * * *

 

Слёзы не песня.

Пой О том, как в тоске нежилой

Мокрые птицы печей

Кружатся вороньём,

Как на земле ничьей,

Застеленной сорняком,

Оплывают бугры могил,

Зарастают жилы дорог.

Какой народ их творил?

Какой их оплакать смог?

                                        Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Феликс ЛУКНИЦКИЙ

 

 

 

ВОЗРАСТ РЕШЕНИЙ

 

Когда тебе – до сорока,

И ты не лодырь в языках,

И времени ещё – река

И даже море, -

Тебе на Запад путь открыт,

И там любое из корыт

По горло удовлетворит,

И даже боле.

 

… Но вот – и с English ты на ты,

И с прошлым сожжены мосты,

И ты дошёл до той черты, когда забота

О будущем – уже не гнёт,

И всё само собой идёт,

И у тебя приличный счёт,

И рядом кто-то…

 

Всё гармонично, Dear Sir,

Но жизнь порой, как пресный сыр,

И тянет в экс-СССР,

Где ты родился…

И взят билет. И ты летишь.

Не в Копенгаген, не в Париж.

И силует знакомых крыш

В окне явился.

 

Вот и посадка: Ленинград !

И сердце бьётся невпопад,

И ты смущён, и очень рад,

Что он на месте.

И в нём давно тебе знаком

И каждый мост, и каждый дом,

И Летний Сад… И в горле ком –

Вполне уместен.

 

 

МАМИНЫ РУКИ

 

Жизнь к финалу стремится упрямо.

Были встречи, потери, разлуки…

Нет надёжнее рук моей мамы,

Рук – нежнее, чем мамины руки.

 

Эти руки копали окопы

И дрова для «буржуйки» носили.

Разрывая Блокады оковы, –

«Зажигалки» на крыше гасили,

 

Забивали разбитые окна

И контуженным помогали.

Если я возвращался, промокнув,

Эти руки огонь разжигали.

 

Укрывали меня от бомбёжки

И спасали от смерти голодной. …

А в тетрадке с потёртой обложкой –

Зрели хроники жизни блокадной.

 

Эти руки отца хоронили,

Но успели понянчить и внука.

Между нами – не годы, не мили, -

Лишь безмерная с мамой разлука.

                                    Санкт-Петербург

 

 

( вернуться к содержанию номера )