3 (22) 2005
Содержание

Содержание

О журнале
О редакторе
События
НППЛ "Родные
       Просторы"
О нас пишут
Архив
Библиотека
Контакты
Ссылки
Полемика и комментарии
Собственное мнение
 




 

> НА ГЛАВНУЮ <


НАШ БАННЕР

НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ - журнал писателей России

пожалуйста, сообщайте о размещении ссылки



РЕКЛАМА:
(как разместить)

Кто есть кто
рекламный баннер на сайте "Невского альманаха"

"Невский альманах" - народный журнал для домашнего чтения




Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2005/html/m_left.html on line 219

Warning: include(../../../utbs-client/client.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2005/html/m_left.html on line 219

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../../utbs-client/client.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php:/usr/share/pear') in /var/www/r-0042466/data/www/nev-almanah.spb.ru/2004/3_2005/html/m_left.html on line 219

журнал писателей России

Игорь СМИРНОВ: ВОЗРОДИМ ДУХОВНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Игорь СМИРНОВ

 

ВОЗРОДИМ ДУХОВНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Всенародным единением, озаряемым общею верою, просветляемым неподкупною совестью, искони утверждаются царства. С пошатнувшейся верой, с затемнившейся совестью расточаются силы, рушатся державы… Эту истину скорбным путём познаёт теперь родина наша.

 

Из обращения Священного Собора
Русской Православной Церкви 4 октября 1917 года

 

Игорь Павлович Смирнов

 

 

 

 

 

 

Игорь Павлович Смирнов родился в 1937 г. в Ленинграде.

Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, профессор Международной славянской академии, кандидат технических наук, полковник Советской Армии.

Художественной литературой и публицистикой занимается с 2000 года. Область интересов: этика и моральное состояние современного российского общества.

 

Среди русских издавна находились люди, склонные бранить всё своё, исконное и превозносить чужое, чаще всего западное. Западники и славянофилы с переменным успехом ведут борьбу уже около трёхсот лет. Сегодня мы наблюдаем очередную вспышку активности в этой борьбе. У власти в России оказались прозападно настроенные люди. Вот уже более пятнадцати лет, вооружённые захваченными ими СМИ, они ведут информационную борьбу, направленную на полное уничтожение русского национального самосознания, внедряя в умы чуждые нам культ денег, потребительство, эгоизм, животные страсти. Из общественного сознания вытравляются наши традиционные духовные ценности: коллективизм, отзывчивость, сопереживание, доброта, честь, достоинство. Обливается грязью вся наша история. Русскому человеку внушается, что он от природы ленив, глуп, безынициативен, склонен к пьянству, то есть не способен самостоятельно, без вмешательства иноплеменников, обустроить свою жизнь. Можно согласиться, что недостатки у нас – русских (впрочем, как и у всех народов) есть. Но разве у нас одни только недостатки? Присмотритесь, какая прекрасная душа у русского человека - простая, открытая, отзывчивая, незлобивая, чуть сентиментальная и печальная. Как много у него прекрасных обычаев, традиций, преданий старины, достижений в культуре, науке и искусстве, на которых основываются самосознание, патриотизм, а, следовательно, и жизнеспособность народа! Не от природы плохие черты у русского человека, а жилось ему многие годы трудно, оттого и накопились у него недостатки. Так не ругать надо, а обращаться почаще к его душе, взращивать хорошие ростки в ней, стремиться улучшить его жизнь! Тогда и сгладятся недостатки, и проявится во всей полноте всё лучшее, что заложено в русской душе веками.

Духовным воспитанием русского человека уже тысячу лет занимается Русская Православная Церковь. Православие, как и другие конфессии, включает культовую и нравственную составляющие. Можно по-разному относиться к культу Иисуса Христа, но отрицать христианскую мораль, опыт церкви в нравственном воспитании народа по меньшей мере неразумно! Более семидесяти лет русским людям внушалось отвращение к церкви. Все виды воспитания взяло на себя государство. Церкви не нашлось места в системе нравственного воспитания, её многовековой опыт оказался выброшенным на свалку истории. Думаю, что это решение следует рассматривать не иначе, как вредительское! Довольно высокое нравственное состояние советского общества поддерживалось силовыми методами. В начале девяностых годов применение этих методов было существенно ограничено. Результатом явился резкий упадок нравственности. Сегодняшний пышный расцвет коррупции на всех уровнях власти, включая самый верхний; жуткая криминогенная обстановка, почти полное отсутствие понятия о совести, чести и достоинстве - во многом определяется отсутствием религиозного воспитания у нашего народа. Однако, “Если Чаша будет выпита до дна, то воскреснет Церковь, а с ней воскреснет и Россия”, - писал ещё в двадцатых годах прошлого столетия русский философ, князь Е. Трубецкой. По-видимому, этот момент наступил. Настало время возврата к нашим истокам, к христианской морали, к общечеловеческим духовным ценностям.

Для начало нужно вернуть народу добрые забытые традиции, память народную и на их основе возродить утраченные честь и достоинство, гордость за принадлежность к древней великой славянской цивилизации, национальное самосознание русского человека, осознание себя частицей этой цивилизации. Когда каждый из нас скажет себе: “Чем я хуже американца, француза, немца, еврея? Ведь предки мои были очень достойными людьми и во многом превосходили их! Я просто обязан не посрамить их память, не посрамить земли русской!” Вот тогда можно уверенно рассчитывать и на экономическое возрождение России! Но для того чтобы этого добиться, следует соответствующим образом наладить жизнь общества.

Очевидно, никакая конституция, никакие самые разумные законы не могут регулировать жизнь без силовой системы, обеспечивающей их выполнение. В идеале, для безупречного исполнения законов над каждым гражданином следует поставить полицейского с “демократизатором”. А это, увы, не реально, да и не эффективно. На страже порядка в человеческом обществе наилучшим образом стоит совесть каждого его члена. Совесть или Бог – это часть Души, где оцениваются поступки человека. Это внутренний контролёр, неусыпно следящий за человеком и не позволяющий ему совершать то, что противоречит законам морали. Стыд же – это внешнее проявление совести. Так прекрасно определил эти понятия В.И. Даль!

Высоконравственное общество, общество, живущее по законам совести, находится в режиме саморегулирования, самонастройки. А саморегулирование есть лучший способ управления!

Очевидно, процесс создания высоконравственного общества длительный. Возможно, для этого потребуются десятилетия упорной работы церкви и государства. Ведь библейский пророк Моисей водил свой народ по пустыне целых сорок лет только для того, чтобы изжить у него дух рабства! По-видимому, и нашему народу предстоит не менее длинный путь. Ясно одно: чем раньше выйдешь, тем скорее придёшь к цели!

Освежая память народа, нужно вспомнить, какие нравы и традиции существовали ранее в русском обществе.

О высокой нравственности русских государей сейчас много и порой правдиво пишут. Вот только один пример.

После неудачного похода русского войска в Турцию в 1712 году султан потребовал от Петра I выдачи союзника – молдавского господаря. Пётр ответил султану: “У меня единственная собственность – честь, отречься от неё, не сдержать данного слова – то же, что перестать быть Государем! Я скорее уступлю туркам все земли до самого Курска, нежели выдам князя!”

Уместно привести здесь ещё одну заповедь Петра Великого: “Первая и главная обязанность монарха, призванного Богом для управления целыми государствами и народами, состоит в защите от внешних врагов и в сохранении внутреннего мира между подданными посредством строгого и праведного воздания каждому по справедливости”.

Было бы очень неплохо и нынешним властям руководствоваться этими принципами!

 

(продолжение читайте в журнале)

 

( вернуться к содержанию номера )